Торговый зал

Удачная планировка заключается в равновесии между комфортом для покупателей и эффективным использованием торгового пространства. Свободный доступ к товару повышает товарооборот на 30—70%, плохой обзор, отсутствие доступа — снижает на 50%.

Как правило, 25—35% площади торгового зала занимает торговое оборудование (полки, холодильное оборудование, стеллажи и т. д.), расположенное максимально выгодно.

Соответственно 65—75% площади торгового зала необходимо оставлять для движения покупателей (обеспечение свободного движения покупателя по магазину, правила техники безопасности и т. д.), чтобы покупатели чувствовали себя комфортно.

Проходы в магазинах самообслуживания должны учитывать определенные требования:

  • для прохода одного человека с ручной кладью необходимо 0,875 м,
  • для того, чтобы два человека разошлись, необходимо 2,05 м,
  • для того, чтобы один человек рассматривал полки, а другой мог спокойно пройти, необходимо 1,25 м.

Виды планировки торгового зала подразделяются на линейную, боксовую («трек»), выставочную и смешанную.

Линейная планировка (решетка). Тип А линейной планировки позволяет использовать пространство наиболее эффективно. Имеется возможность использовать большое количество дисплеев по краям основных рядов. Тип В обеспечивает наиболее свободное движение покупателей, типичен для больших магазинов. Тип С аналогичен типу В, но более стильный,
недостаток — неэффективное использование площади торгового зала.

Решетка экономична, но не привлекает посетителей, так как посетители обычно двигаются против часовой стрелки и не часто заходят внутрь зала (в центральных проходах покупателей немного).

Трек, или петля (боксовая планировка). Торговое оборудование образует петлю, по которой двигается покупатель. Он вынужден обойти все отделы. Такую планировку в крупных торговых центрах еще называют «бугаковой». Компоновка бутика делит  торговое пространство (или только часть его) на индивидуальные магазины со специальным ассортиментом, которые могут различаться в способах организации пространства, оборудовании или презентации товара.

К петле относят и свободную планировку, учитывающую направление движения покупателей и достигающую того же эффекта. Проблема петли: если покупатель захочет вернуться назад, он будет двигаться против общего потока.

Выставочная планировка. Торговое оборудование размещается вдоль стен. Применяется в небольших магазинах. Периметр может дополняться островным расположением оборудования: отдельно стоящих конструкций или крупногабаритных товаров, размещенных на полу.

Интересно
Смешанная планировка. Позволяет уйти от однообразия и подчеркнуть различие отделов в крупных магазинах. Часть оборудования может располагаться продольно, часть — поперечно, часть — диагонально. Необходимо позаботиться об указателях и знаках.

При планировке необходимо не только обеспечить максимальную обозримость товаров, но и предварительно подумать о местах для размещения рекламы и информации, выделить зоны для тематических витрин, посвященных новинкам и товарам, для которых проводятся специальные акции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)