Типы и причины конфликтов

В настоящее время не создано единой классификации конфликтов. Наиболее распространенным критерием классификации организационных конфликтов является масштаб. По этому критерию различают внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, внутригрупповой и межгрупповой.

Внутриличностный конфликт – это столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликт выбора «из двух зол меньшего». Например, работнику поручили срочную интересную работу, а у него дома – капитальный ремонт и необходимы уходы с работы. Причинами такого конфликта могут быть:

  • несоответствие служебных требований личным потребностям, целям, ценностям;
  • предъявление работнику противоречивых требований;
  • нарушение принципа единоначалия;
  • перегрузка или недогрузка, вследствие чего возникает неудовлетворенность работой;
  • осознание своей несостоятельности.

Межличностный конфликт вовлекает двух или более людей. Это самый распространенный конфликт. Примером может служить борьба двух руководителей за ресурсы организации или борьба между двумя претендентами на должностное повышение. Причинами конфликта могут быть различия в целях, взглядах, ценностях, чертах характера, манере поведения, методах работы.

Конфликт между личностью и группой возникает по следующим причинам:

  • несоответствие норм поведения, принятых в группе, и норм поведения, которых придерживается работник;
  • неверное распределение обязанностей;
  • разные позиции группы и личности в решении какой-то проблемы;
  • смена руководства;
  • появление неформального лидера.

Примером подобного конфликта является конфликт между руководителем и группой или конфликт между группой и ее новым членом.

Внутригрупповой конфликт представляет собой столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на результаты работы группы в целом. По масштабам данный конфликт является большим, чем сумма межличностных конфликтов.

Основными причинами конфликта являются:

  • изменение баланса сил в группе вследствие смены руководства;
  • появление неформального лидера;
  • возникновение коалиций.

Межгрупповой конфликт – это противостояние двух или более групп в организации. Такое противостояние может иметь, во-первых, профессионально-производственную основу. Примерами данного конфликта могут служить  конфликты между различными функциональными подразделениями – конструкторским отделом и отделами маркетинга и производственным; между руководителями разных уровней управления; между штабным и линейным руководством.

Причины конфликта следующие:

  • различия в целях;
  • неверное распределение власти в организации;
  • разный уровень профессионализма;
  • плохие коммуникации.

Второй базой для возникновения межгруппового конфликта можно назвать социальную основу. Это конфликты между работодателями, собственниками, менеджерами, с одной стороны, и наемными работниками – с другой. Например, конфликт между администрацией и профсоюзом. Причины: разные позиции в организации, которые обусловливают различия в интересах, целях, властных полномочиях.

Третьей основой межгруппового конфликта является эмоциональная основа. Примером может быть конфликт между так называемыми«лентяями» и «тружениками».

Основными причинами конфликтов являются:

  • ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
  • взаимозависимость заданий, неверное распределение полномочий и ответственности;
  • плохие коммуникации;
  • различия в целях, ценностях, манере поведения, методах работы;
  • психологическая несовместимость;
  • разный уровень образования, непрофессиональность;
  • низкий уровень исполнительской дисциплины;
  • несбывшиеся ожидания;
  • неодинаковый вклад в дело;
  • плохой морально-психологический климат в коллективе;
  • нарушение этических норм (грубость, высокомерие, игнорирование чужого мнения);
  • нарушение трудового законодательства.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)