Тезаурус понятия «педагогическое мастерство учителя физической культуры»

Тезаурус – система, информация (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, которая позволяет человеку ориентироваться в ней определенным образом.

Педагогический тезаурус – упорядоченное множество лексических единиц, достаточно полно отражающих лексику педагогической науки, с фиксацией в явном виде семантических связей между лексическими единицами, т.е. не фиксация понятий или различных определений этого понятия, а выстраивания отношения между ними.

Самыми распространенными отношениями в классическом тезаурусе считаются: синонимия, антонимия, гиперонимия, меронимия, следствие, причина.

Для составления тезауруса понятия «педагогическое мастерство» определим этимологию и семантику понятия.

Понятие «мастерство» этимологически связано с понятием «деятельность». По В. Далю, мастерство – рукоделие, рукомесло, ремесло, уменье, искусство.

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова мастерство означает умение, владение профессией, трудовыми навыками, а также высокое искусство в какой-нибудь области. Таким образом, этимологически понятие «мастерство» проходит развитие от ремесла к профессии, от умения к искусству, отражая степень развития трудовых умений и навыков.

Содержание понятия «педагогическое мастерство» включает совокупность существенных признаков, подпадающих под это понятие, таких, как психолого-педагогическая эрудиция, профессиональные способности и педагогическая техника, свойства личности педагога, знания, умения и навыки, ступень профессионализма педагога, искусство воспитания и обучения, совершенное владение педагогом современными методами обучения и воспитания учащихся, синтез личностно-деловых качеств и свойств личности.

Понятие «педагогическое мастерство личности учителя» образуется на основе внешних и внутренних свойств. Внешние свойства понятия «педагогическое мастерство» выявляются непосредственно, их существование постулируется, вопрос об их происхождении не ставится.

К таким внешним свойствам следует отнести понятия «ступень профессионализма», «совершенное владение методами», «критерий эффективности педагогического процесса».

Внутренние свойства понятия являются ненаблюдаемой непосредственно логической функцией внешних свойств и отражают представления о педагогическом мастерстве в обыденном и научном сознании.

Например, мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Таким образом, семантически педагогическое мастерство связывается с высоким уровнем профессиональной деятельности учителя, которая основана на умениях, навыках и личностных свойствах. Обратимся к первому направлению составления тезауруса – синонимии. Синонимия – явление, при котором связываются слова одной части речи, сходные по лексическому значению.

Несомненно, синонимия педагогических понятий отличается от классической синонимии в лингвистике, поскольку в педагогике корректным будет выделить контекстуальные синонимы понятия.

Контекстуальные синонимы являются ситуативными, авторскими, индивидуальными и концептуально-речевыми. Введение контекстуальной синонимии обусловлено и закреплено в рамках индивидуального высказывания или письменного текста.

Контекстуальная синонимия выполняет уникальную функцию восполнения лексической недостаточности понятия в рамках авторского контекста и позволяет выразить мысль наиболее точно и емко. Рассмотрим синонимию понятия «педагогическое мастерство» (См. рис. 5).

В.А. Сластенин отмечает, что профессионализм учителя — это «качественная характеристика его как субъекта педагогической деятельности, отражающая высокий уровень профессиональной компетентности и личностной готовности к продуктивному решению педагогических задач».

Под профессионализмом В.А. Сластенин понимает сложное системное образование, включающее профессионализм личности и профессионализма деятельности.

Синонимию понятий «профессионализм» и «педагогическое мастерство» образуют такие общие качества, как интегративность и динамичность. Кроме того, механизм профессионального развития, который состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, общих для всех индивидуальных процессов профессионального развития и обеспечивающих его самоорганизацию, обусловливает развитие и профессионализма, и педагогического мастерства.

В принципе, схема синонимии понятий «педагогическое мастерство» и «высокая квалификация» будет аналогичной. Компонент креативности, инсайта, нестандартности отражает синонимия понятий «педагогическое мастерство» и «педагогическое искусство».

Пересечение значений понятий связано акцентом на совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью.

Как и педагогическое мастерство, так и педагогическое искусство предполагают профессиональную увлеченность, развитое педагогическое мышление и интуицию, нравственно-эстетическое отношение к жизни. Операциональный компонент понятия «педагогическое мастерство» отражает синонимия с понятиями «педагогические умения», «педагогическая техника», «методика».

Если педагогические умения отражают совокупность практических действий учителя, то педагогическая техника и методика включают не только комплекс умений, но и комплекс методов и средств обучения, предполагающий гарантированное достижение учебной цели.

В таком контексте педагогическое мастерство можно представить как совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Рассмотрим второе направление составления тезауруса – антонимия. Антонимия отражает связь понятий, имеющих противоположное лексическое значение. В качестве антонимов педагогического мастерства мы выделили понятия «некомпетеность», «профессиональная деформация», «профессиональная беспомощность».

Профессиональная деформация – это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков.

Профессиональная деформация всегда связана с совокупностью негативных переживаний, связанных с педагогической деятельностью и сопровождается чувством безразличия, эмоционального истощения, изнеможения, ощущением собственной некомпетентности.

Крайней степенью профессиональной деформации является профессиональная деградация, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной. Отношения «часть-целое» как меронимия в тезаурусе отражает связь понятий «профессиональная компетентность» и «педагогическое мастерство».

В работах Н.В. Кузьминой компетентность впервые рассматривается как интегративное свойство личности с соответствующим набором личностных качеств. Как отмечается в диссертационных исследованиях, понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую.

Кроме того, в него включены результаты обучения (знания и умения). Н.А. Лызь, А.Е. Лызь указывают, что рассмотрение такой интегральной характеристики профессионала, как компетентность, делает очевидной взаимообусловленность процессов личностного и профессионального развития.

Ведь становление компетентного профессионала, способного в различных условиях эффективно решать профессиональные проблемы, предполагает не только овладение им знаниевым и деятельностным опытом, но и познание себя, поиск смыслов выполняемой деятельности, самоопределение, разрешение внутренних и индивидуально-групповых противоречий.

С этих позиций личностное и профессиональное развитие человека правомерно рассматривать как единый процесс, объединяющим началом которого служит целостность личности, единство ее проявлений в разных сферах жизнедеятельности.

Безусловно, одним из условий личностно-профессионального развития человека является накопление им жизненного, в том числе профессионального, опыта.

Однако ядром такого развития является становление личностных качеств: осознание значительных целей, формирование представлений о себе как о профессионале, развитие потребности в достижениях в профессиональной сфере, стремление творчески реализовать свой потенциал на практике.

Актуальным проявлением компетенции И.А. Зимняя предлагает считать компетентность, компонентами которой являются:

  • готовность к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека;
  • знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций;
  • опыт реализации знаний, умений;
  • ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностной значимости;
  • эмоционально-волевая регуляция.

Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения и профессиональной деятельности, не прямо вытекает из него, а является скорее следствием саморазвития индивида, личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта.

Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

По мнению Л.М. Митиной компетентность как свойство индивида существует в различных формах: как высокая степень умений, как способ личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение); как некий итог саморазвития индивида; как форма проявления способности и индивидуального стиля учебной деятельности и т.д.

Таким образом, компетентность в соотношении с педагогическим мастерством, прежде всего, характеризует личность профессионала, зрелость в профессиональной деятельности, поэтому начальным этапом будет становление социальной и личностной компетентности, а затем повышение педагогического мастерства.

Рассмотрим причинно-следственные отношения в тезаурусе понятия «педагогическое мастерство» (См. рис. 6).

Педагогическое творчество является важным профессионально значимым качеством учителя. Причинно-следственные отношения понятий «педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество» обусловлены спецификой профессиональной деятельности учителя, поскольку предметом педагогического творчества является уникальная и неповторимая личность.

Связь проблемы творчества в профессиональной деятельности и повышения педагогического мастерства определяется следующими критериями:

  1. творчески мыслящий учитель способен к радикальным изменениям и преобразованиям в своей педагогической деятельности, что соответствует социальной направленности в процессе повышения педагогического мастерства;
  2. педагогическое творчество направлено на применение новых педагогических технологий, разработку новых методик обучения, что отражает практическую направленность педагогического мастерства.

Итак, сформулируем причинно-следственные отношения понятий: если профессиональная деятельность учителя представляет собой процесс педагогического творчества, то мы можем констатировать повышение уровня педагогического мастерства.

Жесткая детерминация не соответствует сложным саморазвивающимся системам, которыми являются понятия, поэтому необходимо ввести в формулу причинно-следственных связей промежуточную переменную, обеспечивающую кумулятивный эффект. Такой переменной, по-нашему мнению, может стать творческий потенциал личности (См. рис. 7).

Развитие творческого потенциала учителя представляет собой процесс количественных и качественных изменений его личностных характеристик, овладения приемами творческой деятельности, формирования творческих мотивов профессионально-педагогической деятельности.

Творческий потенциал личности учителя – это необходимая предпосылка не только творческой деятельности, но и педагогического мастерства, она направлена на преобразование всего образовательного процесса.

В.В. Краевский отмечает, что творческий потенциал личности представляет собой систему педагогических способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, а также знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности) и побуждающих учителя к творческой самореализации и саморазвитию.

Следовательно, творческий потенциал преподавателя включает не только задатки, потенциальные возможности, но и те образования, которые формируются у преподавателя в результате формирования педагогического мастерства. Результатом причинно-следственных отношений понятий «педагогическое творчество» и «педагогическое мастерство» является творческое самовыражение.

В качестве примера практического воплощения причинно-следственных отношений понятий мы приведем типологию, предложенную В.И. Андреевым, которая отражает и уровень педагогического творчества, и уровень педагогического мастерства (См. рис. 8).

Теоретик-логик – это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Особенностями педагогического мастерства учителей типа является четкое планирование своей творческой работы, широкое использование уже известных методов научных исследований.

Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что начинают, они доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей – это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений.

Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением. Практик всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально.

Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам. Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей.

Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этого типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.

Таким образом связь творческой деятельности учителя и педагогического мастерства осуществляется на двух уровнях:

  • применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям;
  • разработка новых средств, применительно к ситуациям.

На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций, известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на уровне методического уровня педагогического мастерства.

На втором уровне педагогическое творчество д как бы «поглощает» педагогическое мастерство, так как область проявления педагогического творчества принизывает всю структуру педагогической деятельности и охватывает все ее стороны.

С понятием «педагогическое творчество» тесно связано понятие «педагогические инновации». В.А. Сластенин настаивает, что понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Педагогическую инновацию в контексте нашего тезауруса мы можем рассматривать как «внешнее проявление» педагогического мастерства, так как в педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Педагогическое мастерство учителя не развивается, если профессиональная деятельность строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога.

Без творчества нет педагога-мастера, без внедрения инноваций – нет педагогического творчества.

Таким образом, представленный анализ понятия «педагогическое мастерство» в виде тезауруса позволил нам отказаться от формального описания, а выделить семантические и логические связи понятия, что соответствует логике описания целостного педагогического процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)