Теория государственного суверенитета Ж. Бодена

Жан Боден (1530-1596) – французский философ, юрист, политический деятель. Его учение о государстве и праве изложено в «Шести книгах о государстве» (1576). Ж. Боден вошел в историю политико-правовой мысли как основоположник теории государственного суверенитета.

Теория государственного суверенитета Ж. Бодена

Ж. Боден считал, что государства возникают двумя путями: в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу (эволюция семьи или учреждение народом) или по принуждению сильнейших. От этого зависят взаимоотношения между правителями и подданными.

Интересно
В первых государствах власть действует согласованно с подданными. В государствах, созданных путем насилия, правители могут не соблюдать законы и поступать с подданными по своему усмотрению. Целью государства, согласно Ж. Бодену, является обеспечение мира и порядка, справедливости, защита от внешних врагов.

Заслугой Ж. Бодена является то, что он впервые в истории политико-правовой мысли высказал идею, что суверенитет – это свойство государства, присущее не личности, а государственной власти.

«Суверенитет – это абсолютная и постоянная власть государства… Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными».

Суверенитет – это основа государства, способность повелевать и понуждать таким образом, что тот, кто повелевает и понуждает, не является объектом повеления и понуждения со стороны кого бы то ни было.

Ж. Боден выделяет следующие черты государственного суверенитета:

  • суверенитет постоянен, т. е. он существует в государстве всегда и во всех формах правления;
  • суверенитет абсолютен, т. к. суверенная власть не связана никакими законами над гражданами и подданными. В то же время мыслитель определяет, что суверенная власть ограничена божественными и естественными законами;
  • суверенитет неделим, он не может быть разделен между различными частями государства или органами власти.

Суверенитет включает полномочия по изданию и отмене законов, объявлению войны и заключению мира, назначению высших должностных лиц, отправлению правосудия, чеканке монет и взиманию налогов.

Ж. Боден выделял три формы правления – монархия, аристократия и демократия. Самой нестабильной формой правления он считал демократию. Народу опасно давать власть, такое государство обречено на раздоры и войны. В аристократии власть находится в руках достойного меньшинства, но государство это также неустойчиво из-за постоянного соперничества.

И наиболее приемлемой для Ж. Бодена является монархия, в которой власть подлинно едина, нераздельна и постоянна. Исторический опыт также свидетельствует в пользу монархий, они более прочные. Основой государства ученый считал частную собственность.

В противовес Платону он заявлял, что «если нет ничего, принадлежащего каждому, то нет и ничего, принадлежащего всем; если нет ничего частного, то нет и ничего общего». Кроме того, Ж. Боден отмечал, что каждый пренебрегает общими делами, если из них нельзя извлечь выгоды лично для себя. Даже суверенная власть не имеет никаких прав на частную собственность.

Ж. Боден оставил глубокий след в истории юриспруденции. Его понятие суверенитета легло в основу теории государства не только Нового времени, но и заложило основы классической теории государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)