Теория демократического мира

Среди исследователей-международников все более растущим авторитетом пользуется теория демократического мира (ТДМ).

Согласно этой теории, демократии не вступают друг с другом в вооруженную конфронтацию и разрешают имеющиеся противоречия исключительно мирным путем.

На Западе теория уже породила огромный поток исследовательской литературы и прочно утвердилась в среде либерального истеблишмента.

Устами Дж. Леви ее сторонники объявили даже, что гипотеза демократического мира фактически приобрела статус закона в общественных науках.

Об этом же говорит Э. Тодд, называющий ТДМ законом Дойла (поскольку последний сформулировал основные положения теории еще в 1983 г.).

Более того, при поддержке популяризаторов, подобных автору известного тезиса о либеральном «конце истории», ТДМ, как отмечает ряд экспертов — в том числе и в России, — перешла из разряда теорий в один из важнейших постулатов внешней доктрины либерального интервенционизма США.

В 1994 г. президент Клинтон впервые использовал тезис о демократическом мире для обоснования своей политики распространения демократии в мире в ежегодном послании Конгрессу США.

В дальнейшем внедрение доктрины ТДМ в практику международных отношений приняло две формы: силовую (Югославия, 1999; Ирак, 2003) и «бархатную» (Югославия, 2000; Грузия, 2003; Украина, 2004).

Докатилась теория и до России. И хотя ее детали и особенности пока известны весьма узкому кругу специалистов, можно не сомневаться, что число сторонников демократического мира будет увеличиваться.

Следуя известной логике заимствования, российские обществоведы активно внедряют в отечественный академический дискурс западные по своему происхождению теории, нередко настаивая при этом на их универсальной значимости.

Наш подход к тезису о демократическом мире является социологическим, или — используя общепринятый среди международников-теоретиков термин — конструктивистским.

Конструктивисты воспринимают реальность, в том числе реальность демократического мира, не как раз и навсегда данную, а как социально сконструированную и социально укорененную. ТДМ может и должна восприниматься критически, и в конструктивизме, как представляется, заложены благоприятные возможности ее переосмысления.

Критикуют теорию не только реалисты и сторонники силовых подходов в международных отношениях, но и некоторые из представителей либерализма.

В данной главе сделана попытка выявить как ограниченность критики ТДМ с реалистских и либеральных позиций, так и возможности конструктивизма.

Заключительная часть оценивает роль ТДМ в настоящем и будущем формировании теории международных отношений в России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)