Тематизация жизни и ценности

Превращение жизни и ценности в тематизированные источники философской мысли знаменует собой мутацию классической традиции мысли Нового времени в неклассическое философствование, самым значительным представителем которого был Ф. Ницше (1844-1900). Пространство классической мысли определялось в первую очередь как пространство разума, озадаченного поиском достоверного знания.

Интересно
Именно под знаком разума (естественного и божественного) и доступной ему достоверности классическое мышление ведет свой дискурс, организует стройный и всеохватывающий интеллектуальный мир. И это в равной мере характеризует все направления классической философии и прежде всего такие относительные антиподы, как рационализм и эмпиризм. Это первый момент, который мы хотели бы подчеркнуть.

Второй состоит в том, что герои классической мысли, стоявшие у истоков ее традиции, персонифицированно воплощали эти ведущие «знаки» классики — разум и достоверность. Таков прежде всего Декарт, в поисках оснований рациональной достоверности экзистенциально (а не только логически) открывающий трансцендентальную структуру мысли и сознания (принцип cogito).

Если теперь мы посмотрим на героев неклассической философии, обратившись к упомянутой фигуре Ницше, то сразу же будем вынуждены признать, что открываемое им пространство мысли развертывается не под «небесными» знаками разума и достоверности, а под «земным» знаком жизни и ценности.

«Вопрос о ценности, — пишет Ницше, — фундаментальнее вопроса о достоверности».

Но и при таком преобразовании исходных диспозиций мышления основоначала новоевропейской философии остаются незадетыми: «Только субъект доказуем, —говорит Ницше, как бы вторя своему историческому антиподу, родоначальнику классического рационализма Декарту с его когитальным принципом достоверности, — «объект» есть лишь известный вид действия субъекта на субъект… есть modus субъекта». Можно даже сказать, что присущий классической метафизике субъективизм еще более радикализируется в философии Ницше, что обнаруживается в характерном для нее ценностном подходе.

Существование в универсуме классической культуры теологического сверхсубъекта ограничивало присущий ей субъективизм, вводило его в пределы гармонии человека и мира, разума и действительности под знаком надежной перспективы прогресса научного познания и основанного па нем рационального обустройства жизни человека. Поэтому не случайно, что именно «смерть Бога», провозглашенная Ницше, стала символом конца этой культуры.

Связь идеи ценности с метафизикой субъекта была подмечена Хайдеггером: «Как только, говорит он, – возникает идея ценности, так сразу надо признать, что ценности “есть” лишь там, где идет расчет, равно как “объекты” имеют место только для “субъекта”».

Но этот субъективизм, что характерно для Ницше, разыгрывается в стихии языка жизни, от собственного имени которой ведется философствование как витальная экзистенциальная миссия.

Вхождение жизни в фокус философского вопрошания происходит у Ницше одновременно с обесцениванием мира в результате утраты им цели, единства и самого бытия: «Категории «цели», «единства», «бытия», посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изъемлются нами и мир кажется обесцененным».

Интересно
И проект Ницше в связи с этим обесцениванием мира состоит в том, чтобы, отказав в доверии к основным категориям разума, вернуть миру ценность, но уже в качестве неразумной жизни.

Итак, с утратой миром смысла (ценность, с одной стороны, на первый взгляд его обусловливает, а с другой — выступает как его деградированный синоним, чего не замечает Ницше и о чем мы скажем в своем месте) в центр мысли попадает жизнь, а место разума и достоверности занимают, соответственно, волям ценность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)