Техника саморегуляции педагога в коммуникации

Педагогический процесс представляет собой систему управления деятельностью его субъектов, позволяющую передавать, транслировать определенный опыт человеческих взаимоотношений, знаний, ценностных ориентиров. Однако студент и преподаватель должны обладать умением действовать в рамках реально создавшейся педагогической ситуации. В связи с этим встает вопрос о необходимости овладения каждым субъектом педагогического процесса техникой саморегуляции. Знание педагогом ее основ – залог его активности, возможности уйти от профессионального сгорания и в целом замедлить процесс деформации личности.

Понятие «саморегуляция» было выведено из представления о человеке как самообучающейся, самосовершенствующейся, саморегулирующейся системе.

Саморегуляция представляет собой целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности и выражает специфику психических средств отражения и моделирования действительности.

Несмотря на большое разнообразие проявлений, саморегуляция имеет следующую структуру:

  • принятая субъектом цель его произвольной активности;
  • модель значимых условий деятельности;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о реально достигнутых результатах;
  • оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
  • решения о необходимости и характере коррекции деятельности.

Саморегуляция организма включает в себя преодоление внутренней нерешительности, снятие излишнего напряжения и волнения, мобилизацию рабочего самочувствия и создание необходимого настроения. Она базируется на умении правильно использовать внутренние резервы организма, что служит важнейшим условием самоуправления, так как бесспорно имеет особое значение во всех сферах человеческой жизнедеятельности и, конечно же, в процессе общения. Для преподавателя важной является его стрессоустойчивость.

Стресс как своеобразная реакция организма на психическое или физическое напряжение выражается в виде:

  • изменений в восприятии и осознании информации;
  • искажения представлений о внутренней и внешней пространственной среде;
  • смены направленности мышления;
  • эмоциональных реакций на критическую ситуацию;
  • стремления человека к изоляции или, наоборот, к сплочению, а также к конфронтации.

Физиологически организм реагирует на стресс:

  • частыми головными болями;
  • непроходящим чувством усталости;
  • невозможностью сосредоточиться на конкретном деле;
  • потерей памяти;
  • неудовлетворенностью выполненной работой.

Появление стресса в условиях педагогического процесса связано с особенностями преподавательского труда, который требует:

  • одновременного восприятия и осмысления коммуникаций разного рода;
  • управления постоянно изменяющейся микроситуацией в аудитории во время проведения учебного занятия;
  • взаимодействия с разными социальными группами (коллеги, ученики и их родители).

На появление стресса оказывают влияние социально-ролевые ожидания, которые выражаются в выполнении педагогом ряда требований со стороны администрации, его личностные ожидания, которые влияют на статусное положение в педагогическом коллективе, а также ожидания преподавателя по отношению к студентам.

Чтобы уменьшить негативное влияние стресса, учителю рекомендуется:

  • заниматься аутотренингом;
  • развивать уверенность в себе;
  • стремиться к эмоциональной гибкости.

Эмоциональная гибкость как форма саморегуляции педагога является в совокупности с направленностью и компетентностью интегральной характеристикой его личности, обусловливающей эффективность педагогической деятельности в целом. Эмоциональная гибкость соотносится с эмоциональной устойчивостью, которая в самом общем плане представляет собой способность индивида противостоять тем эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности.

Эмоциональная устойчивость – сложное, интегративное качество личности, характеризующееся таким сочетанием эмоциональных, волевых, нравственных и интеллектуальных компонентов психической деятельности, которое способствует успешному решению человеком сложных практических задач без значительного отрицательного влияния эмоционального напряжения на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека.

Эмоциональная устойчивость напрямую зависит от психологической стабильности, т.е. от синтеза различных свойств и качеств личности, позволяющих ей в различных эмоциональных условиях выполнять профессиональную деятельность уверенно и самостоятельно.

Психологическая стабильность педагога выражается в его умении:

  • быстро ориентироваться в измененных условиях школьной жизни;
  • находить оптимальные решения в сложных, нестандартных психолого-педагогических ситуациях;
  • всегда сохранять выдержку, самообладание.

В качестве показателей психологической стабильности выделяют:

  • уверенность в себе как в профессионале;
  • отсутствие страха перед учениками;
  • умение владеть собой в виде самоконтроля;
  • отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешенности в общении с учениками;
  • наличие волевых качеств личности, таких как целеустремленность, организованность, выдержка и т. д.

Динамика эмоциональной гибкости педагога определяется гармонизацией и усложнением его аффективных проявлений:

  • способностью оживлять подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе;
  • вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, проявляя гибкость поведения, нестандартность, творчество. Эмоциональная гибкость проявляется в способах отражения педагогом собственных чувств и чувств учеников.

Игнорирование педагогом эмоциональных проявлений своих воспитанников характеризуется тем, что его собственные высказывания не соответствуют чувствам, за исключением тех случаев, когда он осуждает или ругает кого-то. Такое поведение вызывает враждебность у студентов. Иногда педагог реагирует не на истинные чувства ребенка, а на те, которые он сам ему приписывает, при этом в высказываниях иногда бывает искренним, но положительные эмоции старается не обнаруживать.

Высокий уровень владения педагогической техникой составляет совокупность таких умений, как:

  • варьирование стимуляции обучающихся;
  • разнообразие способов привлечения внимания учеников к восприятию и усвоению материала;
  • использование большого арсенала невербальных средств коммуникации;
  • искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений;
  • мастерское чтение лекций, ведения беседы (использование нетривиальных задач для стимулирования творческой активности, постановка разнообразных вопросов, педагогически грамотное подведение итогов занятия и его отдельных частей).

Условия формирования педагогической техники:

  • опыт;
  • активная профессиональная позиция;
  • профессиональное самовоспитание.

Таким образом, педагогическая техника как научное понятие включает в себя большой арсенал средств труда преподавателя: от его внешнего облика (внешность, манеры, поза) до техники речевой деятельности (темп, тембр, высота голоса, артикуляция), от техники педагогического воздействия и взаимодействия в процессе педагогического общения до техники управления психофизиологическим аппаратом. Педагогическая техника — неотъемлемая часть педагогического мастерства, культуры и педагогической технологии преподавателя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)