Содержание понятия «социокультурная деятельность»
В социально-педагогической и культурологической литературе термин «социокультурная деятельность» обозначает различные феномены социальной и культурной жизни, характеризует все многообразие индивидуальной и социальной активности личности в сфере культуры.
Одним из первых термин социокультурной деятельности предложил в 1950-х гг. французский социолог и культуролог Ж. р. Дюмазедье. Он определил её как сознательную, преднамеренную, организованную, планируемую аккультурацию, противостоящую методам анархичной социально-культурной обусловленности.
Представление о социокультурной деятельности как сложном и многоуровневом образовании позволяет определить проблемное поле, которое задает функции специалиста, работающего в социально-культурной сфере. В целом, понятие социокультурной деятельности достаточно широкое.
Опираясь на данное определение, можно отметить, что такой деятельностью занимаются представители фактически всех профессий. В широком понимании культурная деятельность любого специалиста (педагога, врача, юриста и т.п.) имеет социальную направленность.
Социокультурная деятельность – это деятельность социального субъекта, сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры (педагогической, психологической, художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической и т.д.). Социокультурная деятельность выступает в триединстве науки, практики, учебного предмета.
В зависимости от ракурса анализа социокультурную деятельность определяют как:
- социальный феномен (это общественно-значимый способ активного отношения человека к действительности, проявляющийся в производстве, распространении и потреблении ценностей культуры в сфере досуга);
- общечеловеческий феномен (это социальный механизм и сфера международных, межнациональных культурных связей и обменов);
- конституционно-правовой феномен (это механизм создания правовых гарантий для свободной культурной деятельности граждан и определения правовых норм взаимоотношений субъектов культурной деятельности);
- научно-исследовательский феномен (это междисциплинарная область научных исследований, предметом которой выступает изучение культурной, образовательной, просветительной среды обитания человека; особенностей духовного развития различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп);
- учебно-образовательный феномен (это программа подготовки специалистов, способных обеспечить социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности);
- внепроизводственный феномен (это функция, содержание и сфера деятельности трудовых коллективов, осуществляемая в рекреационных, просветительных, креативных целях);
- профессиональный феномен (это система профессиональной деятельности, стимулирующая культурную активность личности и социума в условиях свободного времени);
- пространственно-временной феномен (это профессиональное поле деятельности специалистов социальной сферы, осуществляемой в рамках их рабочего времени; и самостоятельная культурная деятельность человека, ограниченная объемом и структурой его свободного времени);
- общественно-организованный феномен (это особая область деятельности общественных организаций и движений, направленная на сохранение и трансляцию исторически сложившихся норм поведения, национального языка, традиций, обычаев, промыслов и ремесел различных этносов);
- личностно-индивидуальный феномен (это функционирование личности в окружающей социокультурной среде, формирование ее социокультурного статуса, норм и образцов поведения).
- Сущность и содержание понятия игра
- Историография проблемы свободного
- Сущность и содержание понятия досуговой деятельности
- Дифференцированный подход к лицам с ограниченными возможностями здоровья
- Общие и специфические методы социокультурной деятельности
- Информационно-методическое обеспечение социокультурной деятельности
- Краткая характеристика форм социокультурной деятельности
- Феномен свободного времени и временного пространства культурно-досуговой деятельности
- Средства социокультурной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу