Содержание понятия «социокультурная деятельность»

В социально-педагогической и культурологической литературе термин «социокультурная деятельность» обозначает различные феномены социальной и культурной жизни, характеризует все многообразие индивидуальной и социальной активности личности в сфере культуры.

Одним из первых термин социокультурной деятельности предложил в 1950-х гг. французский социолог и культуролог Ж. р. Дюмазедье. Он определил её как сознательную, преднамеренную, организованную, планируемую аккультурацию, противостоящую методам анархичной социально-культурной обусловленности.

Представление о социокультурной деятельности как сложном и многоуровневом образовании позволяет определить проблемное поле, которое задает функции специалиста, работающего в социально-культурной сфере. В целом, понятие социокультурной деятельности достаточно широкое.

По М. А. Ариарскому, социокультурная деятельность − это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Опираясь на данное определение, можно отметить, что такой деятельностью занимаются представители фактически всех профессий. В широком понимании культурная деятельность любого специалиста (педагога, врача, юриста и т.п.) имеет социальную направленность.

Социокультурная деятельность – управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре, активного включения в него самого человека, создание условий для того, чтобы культура стала основой социального взаимодействия.

Социокультурная деятельность – это деятельность социального субъекта, сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры (педагогической, психологической, художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической и т.д.). Социокультурная деятельность выступает в триединстве науки, практики, учебного предмета.

В зависимости от ракурса анализа социокультурную деятельность определяют как:

  • социальный феномен (это общественно-значимый способ активного отношения человека к действительности, проявляющийся в производстве, распространении и потреблении ценностей культуры в сфере досуга);
  • общечеловеческий феномен (это социальный механизм и сфера международных, межнациональных культурных связей и обменов);
  • конституционно-правовой феномен (это механизм создания правовых гарантий для свободной культурной деятельности граждан и определения правовых норм взаимоотношений субъектов культурной деятельности);
  • научно-исследовательский феномен (это междисциплинарная область научных исследований, предметом которой выступает изучение культурной, образовательной, просветительной среды обитания человека; особенностей духовного развития различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп);
  • учебно-образовательный феномен (это программа подготовки специалистов, способных обеспечить социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности);
  • внепроизводственный феномен (это функция, содержание и сфера деятельности трудовых коллективов, осуществляемая в рекреационных, просветительных, креативных целях);
  • профессиональный феномен (это система профессиональной деятельности, стимулирующая культурную активность личности и социума в условиях свободного времени);
  • пространственно-временной феномен (это профессиональное поле деятельности специалистов социальной сферы, осуществляемой в рамках их рабочего времени; и самостоятельная культурная деятельность человека, ограниченная объемом и структурой его свободного времени);
  • общественно-организованный феномен (это особая область деятельности общественных организаций и движений, направленная на сохранение и трансляцию исторически сложившихся норм поведения, национального языка, традиций, обычаев, промыслов и ремесел различных этносов);
  • личностно-индивидуальный феномен (это функционирование личности в окружающей социокультурной среде, формирование ее социокультурного статуса, норм и образцов поведения).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)