Своеобразие архитектуры текста

Публикация в интернете, даже самая незначительная, не может рассматриваться локально. Через гипертекстовые связи документ разворачивается во все коммуникативное пространство и, подобно голограмме, содержит в себе информацию о целостной социокультурной реальности.

Следовательно, полезно познакомиться с тем, как это происхо­дит, т.е. с внешним каркасом гипертекстуальности, его архитектурой.

Своеобразие архитектуры гипертекста предопределяет и особен­ности его восприятия, в частности порождает трудности, с которыми сталкивается и автор, и посетитель. При всех преимуществах гипер­текстовых систем, сама по себе психологическая модель гипертекста создает ряд качественно новых проблем.

Первое — это опасность дезориентации в пространстве гипертек­ста, когда посетитель не знает, как ему попасть в нужный узел, в какой части гипертекста он находится и что ему предпринять дальше. Про­странственная метафора представления знания (гипертекст как карта), предполагающая наличие координат, вступает в противоречие с тем, что координаты эти достаточно проблематично определить.

Поэтому требуется более тщательное структурирование знания, возможность автоматической обработки узлов и связей при их стандартизации. Для этого необходимо применение схем расположения узлов, выделение опорных сплетений узлов (части узлов, у которых активированы не все связи, а только некоторые, характер которых задан, они подобны ог­лавлениям в книге, но составляются с разным уровнем подробности, с учетом ситуации, характеристик и потребностей читателя) и т.п.

Вторая проблема — необходимость постоянной диспетчеризации пропущенных узлов, т.е. фиксация в памяти в процессе чтения про­пущенных узлов и путей, ведущих к ним, оценка их важности и оче­редности возвращения. Совершенствование ориентации улучшает диспетчеризацию и наоборот, но чем больше число узлов, тем боль­ше усилий и памяти требует эта деятельность, отвлекая от предмет­ного содержания.

Мышление пользователя структурируется одновременно тремя объектами: предметным содержанием отдельных документов, струк­турой гипертекстовых документов и структурой связей узлов. Причем последнее к искомому содержанию имеет весьма отдаленное отно­шение, т.е. относится к избыточной и, следовательно, шумовой ин­формации.

Трудности работы с гипертекстом связаны еще и с тем, что ожида­ние пользователя часто определяется привычными представлениями, базирующимися на знакомых ориентирах, таких как оглавление, заго­ловки, линейная логическая последовательность изложения, жанровые особенности.

В гипертексте все это может быть существенно трансфор­мировано и переосмыслено, что подчас приводит к невозможности его восприятия средним читателем. Но такого рода трудности можно отне­сти к временным. По мере того как гипертекстовое представление зна­ния будет становиться культурной нормой, когнитивная доступность гипертекста будет все в большей степени определяться исключительно образовательным и культурным уровнем читателя.

Гипертекст в самом общем виде характеризуется механизмом свя­зей, узлами-объектами и пользовательским интерфейсом — способом взаимодействия человека с узлами и связями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)