Свойства системы массовых коммуникаций

Под массмедиа будем понимать систему, объединяющую тради­ционные средства массовой информации, глобальные телекоммуни­кационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией — политические технологии, PR, рекламу и другие, ины­ми словами, систему массовых коммуникаций (СМК), порождающую виртуальные реальности информационных пространств.

Рассмотрим наиболее значимые свойства современных массмедиа.

  • СМК является зеркалом реальности и одновременно особой формой ре­альности. Развитие интернета как ядра СМК идет по трем направлениям: 1) развитие и модернизация программных и технических средств; 2) рас­ширение числа пользователей; 3) перевод разнообразной информации и знаний в электронную интернет-ориентированную форму.

Эти процессы приводят к тому, что интернет становится хранилищем не только всех человеческих знаний, но и отношений; не только включает в себя соз­данное в предэкранном мире, но и производит нечто новое, предназна­ченное для потребления как в сети, так и вне ее; не только моделирует деятельность, но и сам становится профессиональной сферой деятель­ности. Вот почему можно говорить об интернет-реальности и действи­тельности не в метафорическом, а вполне в практическом смысле.

  • СМК ориентирована не на отражение (освещение) событий, а на производство собственных событий, которые заключаются в измене­нии структуры организации информации. Структура информации, а не сама информация является условием коммуникации, следовательно, событие — это порождение новых типов коммуникаций.

Меняется понимание того, что считать фактом или новостью. Происшедшее в предэкранном мире имеет значение только в том слу­чае, если оно порождает или способно породить новые коммуникации. Причем только те из них, которые способны вызвать структурные из­менения в коммуникативной системе.

Так, например, «раскрутка» есть не что иное, как создание новой коммуникативной структуры, цен­трированной раскручиваемым брендом. Наиболее значимым событи­ем в СМК является возникновение коммуникаций нового типа. На­пример, возникновение интернета и целого класса новых способов коммуницирования было и остается таким событием.

Следовательно, журналистика переориентируется с поиска сию­минутных фактов и дешевых сенсаций на поиск событий, действи­тельно меняющих распределение приоритетов в информационном пространстве. Способность предвидеть отдаленные последствия как самих событий, так и их информационного отражения становится все более значимой для профессионального журналиста.

  • СМК осуществляет глобальную структуризацию реальности в слове. Условием возможности коммуникации является наличие языка. Условием появления системы массовой коммуникации как целостно­сти является наличие метаязыка, связывающего все языки, и не только естественные национальные языки, но и профессиональные сленги, языки программирования, языки символов, языки жестов, языки газетных заголовков и др.

То, что такой метаязык действительно сущест­вует, доказывает существование интернета. Однако составить его словарь и написать правила вряд ли когда-нибудь станет возможным, так как этот язык не является чем-то устойчивым, имеющим какие-то базовые основания, какие-то корневые слова.

Интернет как информационная система позволяет структурировать знание относительно любого произвольного понятия или термина, которые и становятся вре­менным виртуальным основанием знания в целом. Интернет реально все связывает со всем, да так, что в качестве первоначала может быть использовано произвольное высказывание.

Работая в интернете, пользо­ватель словом заново пересоздает вселенную, правда, только свою и только виртуальную. И в самом деле, становится принципиально не­возможным предугадать, «как наше слово отзовется».

Таким образом, всякая публикация становится актуальным цен­тром информационного космоса, возлагая на автора колоссальную моральную ответственность.

  • СМК интегрирует культурные среды посредством отражения в каждой отдельной культуре любой другой и всех вместе. СМК можно представить себе как систему отдельных коммуникативных зон (например, зона RU), обладающих культурными особенностями, влияющими на содержание (контент), способы общения, структуру ин­формации. Однако на метауровне все эти зоны структурно идентич­ны и границы между ними отсутствуют.

Опубликованные на русском языке в русскоязычном интернете тексты мгновенно оказывают влияние на публикации на английском, китайском и других языках в соответствующих культурных и языко­вых зонах, как бы «одевая» русскоязычную публикацию в инокультурные одежды.

  • Достоверность сообщения устанавливается через референцию структуры информации. Качество информации зависит не от ее новизны, полноты, логичности, ясности и других привычных критери­ев, а от того, в какой степени эта информация способна центриро­вать собой порожденную ею коммуникативную структуру.

Это в свою очередь зависит от того, насколько форма ее представления соответ­ствует сложившимся на данный момент нормам. Отсюда и появляется новый критерий достоверности — более достоверно то, что по своей структуре более соответствует сети в целом. Например, так называемый плоский текст, т.е. сообщение, не связанное гиперссылками с другими текстами, априори менее достоверно, чем текст, отсылающий к другим текстам.

Для журналистских публикаций в интернете это свойство означа­ет необходимость соотносить тексты с текстами близкой тематики, новые публикации с прежними.

  • СМК подвержена процессу спонтанного повышения уровня своей организованности и сложности, при этом условием выживания каждой подсистемы СМК является ее структурное подобие целой системе и соответствие ей по степени сложности.

Требование структурного по­добия всей системе, которая быстро развивается и совершенствуется технологически и содержательно, заставляет сетевое издание также
Динамично развиваться. А это обусловливает необходимость следить за всеми тенденциями развития интернета.

  • Каждая отдельная коммуникация в СМК является одновременно и средством коммуникации, и самим сообщением. Канадскому социологу М. Маклюэну принадлежит тезис «Средство само есть содержание». То есть сам факт установления коммуникации для передачи контента — уже контент. Вот почему интернет-публикации, особенно новост­ные, тяготеют к лаконичности, клиповости, названности. Важно уже то, что событие обозначено заголовком.
  • СМК ориентирована на установление субъект-субъектных отношений между участниками коммуникации. Читатель газеты остается чи­тателем газеты, даже если пишет письма в редакцию. Читатель интер­нет-газеты становится на самом деле и писателем, и издателем, даже если он только заглянул на титульную страницу. Так как обращение к ресурсу изменяет структуру информации, интернет-публикация создается как публикаторами, так и пользователями.

Если это так, то ком­муникация потенциально субъект-субъектна. Вот почему выигрывают те интернет-издания, которым удается установить диалоговый стиль общения с посетителями своих страниц. Однонаправленная информа­ция не имеет успеха в интернете. Помимо чисто стилевых способов
организации диалога используются инструменты, обеспечивающие возможность обратной связи: гостевые книги, форумы, опросы, анке­ты и т.п.

  • Полноправным участником любой коммуникации всегда является многослойная система социальных, экономических, политических и других контекстов, а также сама СМК. Это свойство требует от публикатора личного постоянного присутствия в интернете. Необходимо осознавать, что любая публикация немедленно клонируется интернетом, предостав­ляя другим пользователям потенциальную причастность к ней. Таким образом, речь идет действительно о диалоге с сетью как субъектом.
  • Содержание сообщений имеет тенденцию ухода от безапелляци­онных суждений и оценок и характеризуется всеобщим плюрализмом. В сети не может быть высказано ничего претендующего на истину в последней инстанции хотя бы потому, что в момент публикации сообщения о том, что 2×2=4, почти наверняка появятся сообщения, в которых 2×2 будет уже равняться 5. Сеть плохо воспринимает текст, не терпящий возражений, и напротив, она научилась прими­рять достаточно далеко стоящие друг от друга позиции.
  • Ценность информации повышается на фоне снижения ценности таких понятий, как власть, деньги, производство и т.д. Одновременно с этим ценность самой по себе информации в сообщении снижается, поскольку всякое сообщение согласно постмодернистской модели есть не более чем комбинация цитат. Имеют значение только сам факт этого сообщения и возникшая при этом коммуникация — со-бытийность.
  • В этом свойстве в явном виде проявляется изменение ценност­ных приоритетов по отношению к вещному миру, связанное с цивилизационным процессом — становлением информационного обще­ства. В информационном поле все более значимое место занимает информация об информации, коммуникация с коммуникацией и т.п. Эта тенденция, вероятно, будет только усиливаться.
  • СМК реализуется через систему диалоговых интерактивных коммуникаций, которые осуществляются при помощи текста, имеющего форму гипертекста. Гипертекст же выступает в роли онтологической модели мира. Базовым коммуникативным каналом является текст, точнее гипертекст, который организован таким образом, что представляет собой систему текстов, являясь одновременно единым текстом.

Гипертекст связан системой гиперссылок с другими гипертекстами, а через них с интернетом в целом. Так как интернет — это текст, который стремится вобрать в себя все знание человечества, и не только знание, но и отношение к этому знанию, интернет-гипертекст становится он­тологической моделью мира.

Такой же моделью является, следова­тельно, и любая публикация в интернете. Журналистская публикация в интернете — это не сообщение о каком-то событии или факте, а модель актуальной реальности.

  • СМК порождает множественность виртуальных реальностей (полионтологичность). Каждый отдельный текст, обладая свойством ги­пертекста, есть модель реальности. Множество текстов есть множество реальностей, находящихся в сложной взаимозависимости, определяе­мой системой коммуникаций.

Просмотр (прочтение) текстов, или коммуникации с текстом, или коммуникации посредством текста ак­туализируют эти реальности. Следовательно, картина мира предстает в виде виртуальных реальностей. В этом собственно и состоит концеп­ция полионтологичности.

Для профессиональной журналистской деятельности концепция полионтологичности означает необходимость отдавать себе отчет в том, в какой именно реальности разворачивается журналистское творчество и какие реальности порождает публикация материалов.

  • СМК трансформирует реальность, причем в этом процессе участвует в качестве коммуникатора виртуал, который обеспечивает рождение новых связей. Виртуальная реальность здесь — это мир актив­ных коммуникаций, т.е. со-бытийность. Именно это свойство позво­ляет говорить о формировании новой культуры.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)