Сущность процессного подхода

Теория и практика управления развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. С изменением практики управления претерпевали изменения и теории об управлении.

Эволюция управленческих теорий первоначально развивалась в направлении функционального подхода к управлению. Научный подход к управлению (англ. Scientific Management, научный менеджмент), разработан Ф. Тейлором (основатель школы научного управления), является лучшим выражением этих идей. Он утверждал, что «работа может быть выполнена наиболее производительно, если разбить ее на простые элементы и если люди, особенно рабочие, распределяются управляющими и специализируются на конкретной простой части работы».

Функциональный подход к управлению представляет собой традиционное делегирование полномочий и определенную ответственность через совокупность функций. Функции – это «подсистемы» организации, выделяемые по схожести проводимых работ – производство, логистика, финансы, управление персоналом, маркетинг и т.д., которые можно (при необходимости) разделить на подфункции.

Ответственность за выполнение работ лежит на функциональных руководителях подразделений (управление, департамент, отдел, институт, факультет, кафедра и пр.). Функциональный подход к управлению имел естественные причины возникновения и существования, позволяющие продолжительное время обеспечивать достаточно эффективное ведение бизнеса.

К таким причинам можно отнести:

  • принцип более детального разделения труда (специализации) с целью повышения его эффективности на отдельном участке и вытекающую из этого необходимость существования сложной системы стыковки этих операций на всем производстве;
  • исторически сложившаяся практика подготовки узких специалистов, профессионально выполняющих свои непосредственные обязанности.

Со временем рост специализации приводит к обособлению функциональных подразделений и ослаблению межфункциональных связей. В современной динамичной внешней среде для предприятия это малоэффективно. Наблюдалась такая тенденция: каждое функциональное подразделение оптимизировало деятельность в области своей ответственности, что, в итоге, приводило к подмене стратегической цели компании целевыми функциями подразделений и замедляло их развитие.

Постепенно формировалось понимание процессуальности производственно-управленческих действий как их объективной характеристики. Растущая конкуренция в области стоимости, качества и уровня обслуживания, а также изменения в технологиях заставляют организации не просто искать новые способы решения обычных задач, но также искать новые организационные решения, переосмысливать традиционные методы управления с учетом возникающих требований современного бизнеса.

Интересно
Конкурентная среда заставляет компании повышать эффективность своей деятельности путем совершенствования повседневных операций и сокращая непроизводственную деятельность. Действенным для этого инструментом является управленческая концепция, которая носит название «процессный подход».

Процессный подход – одна из концепций управления, возникшая с 20-х гг. XX в., основу которой заложил А. Файоль. Он рассматривал управление как непрерывный процесс или цикл. Фундамент подхода – функции планирования, организации, мотивации и контроля. Развивая его взгляды, авторы процессного научного подхода рассматривают управление как сумму всех управленческих функций, т.е. как взаимосвязанные и взаимообусловленные действия.

В табл. 1.1 рассмотрим несколько определений понятия «процессный подход» разных авторов.

Сущность процессного подхода

Разнообразие определений связано с тем, что процессный подход как управленческая концепция находится в активной стадии развития. Изменения в мировой экономике заставили многие компании изменить свое поведение на рынке, перейти от наращивания объемов производства к максимальному удовлетворению клиентов, что, привело к нарастанию борьбы за клиента, потребовало гибкости, новых идей, продуктов и услуг, быстрого выхода на рынки, снижения издержек и т.п. Процессный подход предполагает, что каждой организацией необходимо управлять как совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих бизнес-процессов.

Процессный подход состоит в том, чтобы:

  • выявлять процессы, которыми необходимо управлять, определяя их состав и структуру процессов;
  • устанавливать последовательность процессов и их взаимосвязь;
  • определять критерии и методы измерения результативности бизнеспроцессов, устанавливая, что должно быть результатом каждого из них;
  • постоянно обеспечивать наличие ресурсов и информации необходимых для выполнения процессов;
  • наблюдать, измерять, анализировать процессы на постоянной основе;
  • проводить мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.

Однако противопоставление процессного и функционального подхода принципиально неверно. Функции, так же как и процессы, являются равнозначными понятиями управленческой деятельности, и не могут существовать в отрыве друг от друга.

При этом результатами функционального и процессного подходов является проектирование одновременно организационной структуры (т.е. функциональных областей) и порядка взаимодействия в ее рамках (т.е. процессов). Разница в исходных точках проектирования: распределять функциональные обязанности на основе процессов или проектировать процессы взаимодействия между функциональными областями.

Хотелось бы отметить, что согласно процессный подход – это один из семи основных принципов менеджмента качества, к которым также относятся ориентация на потребителя, лидерство, взаимодействие людей, менеджмент взаимоотношений, улучшение и принятие решений, основанных на свидетельствах.

Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет:

  • понимать и постоянно выполнять требования;
  • рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;
  • достигать результативного функционирования процессов;
  • улучшать процессы на основе оценивания данных и информации.

Процессный подход используется при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены.

Концепция процессного управления организацией (BPM, англ. Business Process Management, управление бизнес-процессами) рассматривает бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия. Управление подразумевает возможность адаптации и изменения процессов с помощью специализированного программного обеспечения.

Аббревиатура BPMS (англ. Business Process Management System) – программное обеспечение для реализации BPM-концепции. Любая система для создания и управления бизнес-процессами считается BPMS.

Внедряя концепцию и технологии управления бизнес-процессами предприятие преследует цели, которые представлены в табл. 1.2.

Сущность процессного подхода

Кроме вышеперечисленных и общепринятых целей внедрения, компания может преследовать и индивидуальные. Например, оптимизация штата сотрудников за счет автоматизации или ликвидация однотипных рутинных задач.

Таким образом, в результате менеджмента организации акцент при постановке задач и оценке эффективности переносится с функциональных подразделений и элементов качества на бизнес-процессы, т.е. на процессы, создающие ценности для потребителя и организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)