Сущность и специфика инновационной образовательной среды
В психолого-педагогической литературе отмечается, что образовательное пространство задается совокупностью образовательных институтов, процессов, сред; оно производное от них, но к ним не сводится. При этом границы образовательного пространства могут расширяться и сужаться, так как задаются масштабом профессиональной деятельности педагогов (С.К. Бондырева, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).
В.А. Ясвин придерживается значения образовательной среды, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу, который всегда носит социально обусловленный характер.
Под образовательной средой исследователь понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Понятие образовательной среды также определяется профессионально-деятельностной, но при этом и управленческой позицией, т.к. специфическим ее свойством является насыщенность среды образовательными ресурсами.
Следует отметить, что в отечественной педагогике всегда отмечалась весомая значимость фактора среды в процессе воспитания личности.
В среде принято выделять четыре подсистемы:
- Природная среда – общий «фон» общества (структура ландшафта, климат, растительный и животный мир и т.п.).
- Среда «второй природы» – модификации природной среды, преобразованной людьми (зеленые насаждения, дороги, домашние животные и т.п.).
- «Третья природа» – искусственный мир, созданный человеком (культурно-архитектурная среда, бетон городов, пространство жизни и работы и т.д.).
- Социальная среда – своеобразная интеграция трех предшествующих сред.
В русле педагогики сложился, так называемый, средовый подход, который можно рассматривать не только как концептуальное направление, но и как технологию опосредованного (через среду) управления процессом формирования и развития личности.
Подобная технология включает в себя диагностику среды, ее проектирование и продуцирование воспитательного результата.
Основу средового подхода составляют специфические действия со средой в этих трех направлениях (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).
Средовая диагностика включает в себя специфический набор действий, позволяющих судить о состоянии среды и личности. Она включает в себя:
- определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы;
- обследование реальной среды и оценивание ее возможностей;
- определение бытующих у обучающихся значений среды, господствующих в ней стихий и доминирующих переменных образа жизни;
- определение позитивных элементов среды, служащих «питанием» для ее обитателей;
- определение типа личности обучающегося на основе сравнения данных диагностики с эталоном типа личности (если это нормативная диагностика) или же с прежними результатами (релятивная диагностика).
Средовое проектирование – это проектирование не только среды, но и средообразовательного процесса.
Его основу составляют следующие основные действия со средой:
- прогнозирование разрешающих возможностей среды;
- конструирование надлежащих значений среды;
- моделирование средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений;
- планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий.
Средовое продуцирование воспитательного результата отражает сущность средового подхода как технологии формирования и развития определенного типа личности через среду, превращаемую действиями субъекта управления в средство воспитания. При этом продуцирующие действия не являются полным отражением проекта, ибо среда негомогенна и ее влияния бывают непредсказуемы.
Основными действиями являются следующие:
- Определение приоритетных средообразовательных стратегий воспитания определенного типа личности. Какой путь предпочтительнее, решает субъект управления.
- Наращивание действий субъектом управления в процессе реализации средообразовательной стратегии при изменении ситуаций, когда возникает необходимость в ходе работы дополнить программные действия другими, учитывающими новые изменения среды. Технически это решается путем введения новых мер сдерживающего, разрушающего и поддерживающего характера;
- Варьирование на основе обратной связи частных действий в поисках наиболее эффективных мер воздействия на среду. Это обычное, естественное действие в ситуации неопределенности, осуществляемое методом «проб и ошибок».
Если неэффективны одни действия, к примеру «описание», «ознакомление», то приходится использовать другие – «объяснение» и т.д. Выполнение данных действий придает гибкость средовому подходу как управленческой технологии.
Такая технология ориентирует не только на план, но и на ситуацию, делает возможным управление по результату.
В отечественной педагогике существует ряд исследований, посвященных как образовательной среде, так и инновационной образовательной среде (Е.В. Киприянова, М.В. Кларин, Ю.С. Манулов, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, Е.А. Шмелева и др.).
Подобная среда является комплексной формой функционирования реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и представляет собой единое образовательное пространство учебного заведения, позволяющее объединять усилия заинтересованных лиц в качестве подготовки будущих специалистов (Е.А. Алисов, Л.С. Подымова).
Различия между традиционной и инновационной образовательной средой заключаются, прежде всего, в целевой установке, которая реализуется посредством принципиально разных образовательных технологий.
Под инновационной образовательной средой следует понимать продукт субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса, отличающийся тем, что он базируется:
- на инновационном содержании образования, отраженном в авторских образовательных программах и в индивидуальных образовательных траекториях обучающихся;
- на инновационных технологиях образования, основанных на интерактивных методах обучения;
- на инновационных методах воспитания, основанных на уточненных методах воспитательной работы с молодежью в современных условиях;
- на новых формах управления образовательной средой в образовательных организациях.
Управление образовательно-воспитательной системой предполагает развитие и обязательный учет трех основных характеристик данной системы:
- способности к самоорганизации, саморегуляции и саморазвитию;
- открытости этой системы, ее неизбежного взаимодействия с окружающей средой;
- самобытности конкретной образовательно-воспитательной системы.
Понятие «воспитательное пространство» в отечественной педагогике было введено Л.И. Новиковой, подразумевавшей под данным пространством результат конструктивной, созидательной, интегрирующей деятельности, который достигается в целях повышения эффективности воспитания.
Таким образом, воспитательное пространство понималось как специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления человека.
В.А. Караковский и Л.И. Новикова основную цель воспитательного пространства видят в обеспечении более высокой ступени координации взаимодействия человека с природой, социумом и с самим собой и их большую направленность на развитие.
По мнению Н.М. Борытко, основной целью воспитательного пространства является формирование у воспитанника внутреннего смыслового пространства, формами организации которого выступает миропонимание, «Я-концепция», направленность личности.
К характерным чертам этого субъектного пространства относятся:
- целостность и осознанность образов Я;
- идентичность человека в его социокультурном окружении;
- результативность внутренней работы человека над собой.
Д.И. Фельдштейн считает становление сознания, самосознания растущего человека, его личностное самоопределение содержательными и результативными моментами развития личности.
Он отмечает, что «рассмотрение онтогенетического развития через призму социального движения обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов, при вычленении и учете, во-первых, наличия в процессе развития периодов особой открытости растущего человека, и, во-вторых, внутренней готовности принятия их и самореализации в них».
Формирование инновационной среды направлено на развитие инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований в разных отраслях знания, в т.ч. педагогического, на развитие инновационной активности личности как основного критерия готовности к инновационной деятельности в профессиональной сфере (Е.А. Шмелева).
При этом, по мнению В.В. Рубцова, невозможно проектировать и создавать образовательное пространство без того, чтобы не опираться на исторически значимые типы «Школ» и знание тех законов их организации, по которым уже был накоплен серьезный опыт, строились процессы обучения и воспитания, реальные способы и средства передачи образцов от взрослого к ребенку, и, наконец, нельзя не считаться с существующими моделями образования и не учитывать современный международный опыт создания образовательных систем – существующих за рубежом наиболее авторитетных школ, занимающих свое заслуженное место в системе образовательных институтов (важно, в частности, понять роль и значение этого опыта в организации образовательного пространства новой школы).
Они целенаправленно созданны в образовательной организации на единых ценностно-целевых основаниях и обеспечивающих: инновационность как способ и механизм существования образовательной системы; формирование субъектной позиции обучающихся как основы их успешной социализации; содержательное гуманистически ориентированное изменение условий, функций и форм профессиональной деятельности педагогического коллектива.
Формирование инновационной образовательной среды происходит наиболее успешно в условиях продуктивного взаимодействия организаций общего, дополнительного и профессионального образования, интегративный потенциал ресурсного обеспечения которых направлен на повышение качества образования, оптимизацию процесса личностного развития и саморазвития субъектов.
- Контекстный подход
- Компетентностный подход
- Характеристика образовательных парадигм
- Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя
- Методика изучения педагогического опыта
- Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки в практическую педагогическую деятельность
- Эффективность профессиональной деятельности
- Критерии педагогических новшеств
- Специфика развития инновационной культуры учителя
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу