Сущность и специфика инновационной образовательной среды

В психолого-педагогической литературе отмечается, что образовательное пространство задается совокупностью образовательных институтов, процессов, сред; оно производное от них, но к ним не сводится. При этом границы образовательного пространства могут расширяться и сужаться, так как задаются масштабом профессиональной деятельности педагогов (С.К. Бондырева, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).

С функциональной точки зрения среда определяется как то, «среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет (типизирует) личность».

В.А. Ясвин придерживается значения образовательной среды, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу, который всегда носит социально обусловленный характер.

Под образовательной средой исследователь понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Понятие образовательной среды также определяется профессионально-деятельностной, но при этом и управленческой позицией, т.к. специфическим ее свойством является насыщенность среды образовательными ресурсами.

Следует отметить, что в отечественной педагогике всегда отмечалась весомая значимость фактора среды в процессе воспитания личности.

В среде принято выделять четыре подсистемы:

  1. Природная среда – общий «фон» общества (структура ландшафта, климат, растительный и животный мир и т.п.).
  2. Среда «второй природы» – модификации природной среды, преобразованной людьми (зеленые насаждения, дороги, домашние животные и т.п.).
  3. «Третья природа» – искусственный мир, созданный человеком (культурно-архитектурная среда, бетон городов, пространство жизни и работы и т.д.).
  4. Социальная среда – своеобразная интеграция трех предшествующих сред.

В русле педагогики сложился, так называемый, средовый подход, который можно рассматривать не только как концептуальное направление, но и как технологию опосредованного (через среду) управления процессом формирования и развития личности.

Подобная технология включает в себя диагностику среды, ее проектирование и продуцирование воспитательного результата.

Основу средового подхода составляют специфические действия со средой в этих трех направлениях (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).

Средовая диагностика включает в себя специфический набор действий, позволяющих судить о состоянии среды и личности. Она включает в себя:

  • определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы;
  • обследование реальной среды и оценивание ее возможностей;
  • определение бытующих у обучающихся значений среды, господствующих в ней стихий и доминирующих переменных образа жизни;
  • определение позитивных элементов среды, служащих «питанием» для ее обитателей;
  • определение типа личности обучающегося на основе сравнения данных диагностики с эталоном типа личности (если это нормативная диагностика) или же с прежними результатами (релятивная диагностика).

Средовое проектирование – это проектирование не только среды, но и средообразовательного процесса.

Его основу составляют следующие основные действия со средой:

  • прогнозирование разрешающих возможностей среды;
  • конструирование надлежащих значений среды;
  • моделирование средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений;
  • планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий.

Средовое продуцирование воспитательного результата отражает сущность средового подхода как технологии формирования и развития определенного типа личности через среду, превращаемую действиями субъекта управления в средство воспитания. При этом продуцирующие действия не являются полным отражением проекта, ибо среда негомогенна и ее влияния бывают непредсказуемы.

Основными действиями являются следующие:

  1. Определение приоритетных средообразовательных стратегий воспитания определенного типа личности. Какой путь предпочтительнее, решает субъект управления.
  2. Наращивание действий субъектом управления в процессе реализации средообразовательной стратегии при изменении ситуаций, когда возникает необходимость в ходе работы дополнить программные действия другими, учитывающими новые изменения среды. Технически это решается путем введения новых мер сдерживающего, разрушающего и поддерживающего характера;
  3. Варьирование на основе обратной связи частных действий в поисках наиболее эффективных мер воздействия на среду. Это обычное, естественное действие в ситуации неопределенности, осуществляемое методом «проб и ошибок».

Если неэффективны одни действия, к примеру «описание», «ознакомление», то приходится использовать другие – «объяснение» и т.д. Выполнение данных действий придает гибкость средовому подходу как управленческой технологии.

Такая технология ориентирует не только на план, но и на ситуацию, делает возможным управление по результату.

В отечественной педагогике существует ряд исследований, посвященных как образовательной среде, так и инновационной образовательной среде (Е.В. Киприянова, М.В. Кларин, Ю.С. Манулов, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, Е.А. Шмелева и др.).

Отличительной чертой инновационной образовательной среды является объединение основных факторов развития личности, которыми являются среда жизнедеятельности, самообразования, воспитания, самовоспитания, реализующие творческий потенциал обучаемого.

Подобная среда является комплексной формой функционирования реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и представляет собой единое образовательное пространство учебного заведения, позволяющее объединять усилия заинтересованных лиц в качестве подготовки будущих специалистов (Е.А. Алисов, Л.С. Подымова).

Различия между традиционной и инновационной образовательной средой заключаются, прежде всего, в целевой установке, которая реализуется посредством принципиально разных образовательных технологий.

Под инновационной образовательной средой следует понимать продукт субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса, отличающийся тем, что он базируется:

  • на инновационном содержании образования, отраженном в авторских образовательных программах и в индивидуальных образовательных траекториях обучающихся;
  • на инновационных технологиях образования, основанных на интерактивных методах обучения;
  • на инновационных методах воспитания, основанных на уточненных методах воспитательной работы с молодежью в современных условиях;
  • на новых формах управления образовательной средой в образовательных организациях.

Управление образовательно-воспитательной системой предполагает развитие и обязательный учет трех основных характеристик данной системы:

  • способности к самоорганизации, саморегуляции и саморазвитию;
  • открытости этой системы, ее неизбежного взаимодействия с окружающей средой;
  • самобытности конкретной образовательно-воспитательной системы.

Понятие «воспитательное пространство» в отечественной педагогике было введено Л.И. Новиковой, подразумевавшей под данным пространством результат конструктивной, созидательной, интегрирующей деятельности, который достигается в целях повышения эффективности воспитания.

Таким образом, воспитательное пространство понималось как специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления человека.

В.А. Караковский и Л.И. Новикова основную цель воспитательного пространства видят в обеспечении более высокой ступени координации взаимодействия человека с природой, социумом и с самим собой и их большую направленность на развитие.

Воспитательное пространство создает внешние условия, способствующие самоактуализации на личностном уровне

По мнению Н.М. Борытко, основной целью воспитательного пространства является формирование у воспитанника внутреннего смыслового пространства, формами организации которого выступает миропонимание, «Я-концепция», направленность личности.

К характерным чертам этого субъектного пространства относятся:

  • целостность и осознанность образов Я;
  • идентичность человека в его социокультурном окружении;
  • результативность внутренней работы человека над собой.

Д.И. Фельдштейн считает становление сознания, самосознания растущего человека, его личностное самоопределение содержательными и результативными моментами развития личности.

Он отмечает, что «рассмотрение онтогенетического развития через призму социального движения обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов, при вычленении и учете, во-первых, наличия в процессе развития периодов особой открытости растущего человека, и, во-вторых, внутренней готовности принятия их и самореализации в них».

Формирование инновационной среды направлено на развитие инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований в разных отраслях знания, в т.ч. педагогического, на развитие инновационной активности личности как основного критерия готовности к инновационной деятельности в профессиональной сфере (Е.А. Шмелева).

При этом, по мнению В.В. Рубцова, невозможно проектировать и создавать образовательное пространство без того, чтобы не опираться на исторически значимые типы «Школ» и знание тех законов их организации, по которым уже был накоплен серьезный опыт, строились процессы обучения и воспитания, реальные способы и средства передачи образцов от взрослого к ребенку, и, наконец, нельзя не считаться с существующими моделями образования и не учитывать современный международный опыт создания образовательных систем – существующих за рубежом наиболее авторитетных школ, занимающих свое заслуженное место в системе образовательных институтов (важно, в частности, понять роль и значение этого опыта в организации образовательного пространства новой школы).

Инновационная образовательная среда представляет собой совокупность педагогических, организационно-управленческих, материальных условий

Они целенаправленно созданны в образовательной организации на единых ценностно-целевых основаниях и обеспечивающих: инновационность как способ и механизм существования образовательной системы; формирование субъектной позиции обучающихся как основы их успешной социализации; содержательное гуманистически ориентированное изменение условий, функций и форм профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Формирование инновационной образовательной среды происходит наиболее успешно в условиях продуктивного взаимодействия организаций общего, дополнительного и профессионального образования, интегративный потенциал ресурсного обеспечения которых направлен на повышение качества образования, оптимизацию процесса личностного развития и саморазвития субъектов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)