Сущность и содержание формирования ответственности в педагогике сознания

Важнейшими способами развития сознания человека являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. Для творчества, разнообразной деятельности необходимы познавательный интерес ребенка, оптимизм, воля (волевые качества), усердие, спокойствие (внутреннее равновесие), эмпатия. Эти элементы особое значение приобретают для духовного сознания, так как подготавливают человека к внутреннему открытию, нахождению в себе взаимосвязи с Космосом, разотождествление себя глубинного со своим телом.

Воспитание человека по развитию его сознания – это целенаправленная деятельность воспитателя по созданию условий, направленных на формирование, развитие и саморазвитие процесса познавания, разнообразных качеств и способностей, основанных на духовных ценностях.

Задачи воспитания человека по развитию его сознания:

  1. Оказание помощи ребенку в процессе его духовного развития: формирование мировоззрения, духовных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, развитие духовных и нравственных чувств, в том числе и эстетических.
  2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в жизни, когда необходимо обеспечить процесс стабилизации психического и духовного развития ребенка.
  3. Помощь детям и подросткам в освоении способов саморазвития на духовно-ценностной основе.
  4. Помощь в развитии ответственного отношения к себе как проявление волевых качеств человека.

Важной задачей воспитания человека с расширенным сознанием является воспитание ответственности за свои мысли, эмоции, поступки, за свою судьбу и судьбу своей Родины.

Важнейшим его механизмом становится развитие и укрепление воли человека. Для этого необходимо:

  1. Обеспечить процесс саморазвития ребенка, путем освоения способов познания себя (самопознание), познания мира и других людей, справедливого оценивания себя (самооценка), целеполагания, самоанализа и рефлексии, проектирования.
  2. Помочь в освоении духовных знаний, понятий, ценностей и их смыслов, способов духовного самосовершенствования.
  3. Оказать помощь в развитии духовных качеств: мужества, стойкости, торжественности, устремленности, внутреннего спокойствия, доброты, эмпатии.
  4. Содействовать в контролировании своих эмоций, обуздании низших эмоций, таких как раздражительность, уныние, страх, обида, гнев, вина и другие.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогики предлагает несколько определений ответственности: как самоконтроль с позиции принятых в обществе норм и правил, как готовность и способность отвечать за собственные действия, как черта характера.

Ответственность в социальном понимании – это строгое выполнение принятых на себя обязательств, связанных с профессиональной или учебной деятельностью.

Педагогический энциклопедический словарь определяет ответственность как зависимость человека от чего-то, воспринимаемого субъектом, как определяющее систему выборов и поведения. Ответственность некоторые люди воспринимают как следствие чувства вины.

Однако ответственность – это прежде всего уверенность. Ответственность включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Из вышесказанного заметно, что термин «ответственность» рассматривается от «наказуемости» до экзистенциального.

Ответственность – специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (БПЭ).

Осознание личностью своей ответственности определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля. Человеку свойственно приписывать ответственность либо внешним силам (случаю, судьбе и т.п.), либо собственным способностям, стремлениям. В зависимости от этого формируются определенные стратегии поведения человека, которые укладываются в рамки понятия «локус контроля» (Дж. Роттер).

В процессе развития духовного сознания человек осознает ответственность за свои действия перед самим собой (внутренний локус контроля), а не перед внешней инстанцией. Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, то есть сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего «Я» – «быть или не быть», т.е. отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность или отказ от ответственности (Э. Фромм). Ответственность нужно воспитывать сначала за свои дела и поступки в рамках принятых норм и правил. И здесь ответственность выступает как регулятор поведения. Постепенно ребенок начинает осознавать влияние своего ответственного поведения на причинность событий.

И только потом подросток в процессе своего развития начинает осознавать ответственность за свои убеждения, принятые ценности. По мере принятие на себя ответственности происходит созревание личности. В. Франкл («Человек в поисках смысла») выделяет два основных аспекта ответственности: то, за что несут ответственность и то, перед кем несут ответственность. Например, за реализацию личностных смыслов, и личных ценностей человек несет ответственность сам, а ответственен он перед своей совестью.

Л. Кольберг выделяет пять стадий морального развития личности, перехода от моральных суждений к нравственным действиям: от объективной стадии (ответственность как оценка результата действий), затем субъективной стадии (оценка мотивов действий), стадии инструментального обмена (оценка мотивов как члена группы), стадии ответственности как социальной обязанности, к стадии моральной зрелости как ответственности, основанной на принципах морали и этики данного общества.

Интересно
Однако Л. Кольберг ограничился исследованием ответственности на уровне моральной зрелости, т.е. ответственности за моральную позицию и действия в рамках этическим норм общества. Ответственность на уровне духовных ценностей им не рассматривалась.

С ростом сознания развивается чувство ответственности. В свою очередь необходимо осознать, открыть для себя понимание ответственности, если ставится перед собой цели расширения сознания, где каждое решение и следующее за ним действие пронизано осознанием ответственности.

При этом чувство ответственности только тогда выявляется в полной мере, когда человек устремлен к духовным ценностям. Ответственность взаимосвязана с волей человека, развитием чувства смелости, решимости, готовности идти до конца. Развитие воли человека подталкивает к развитию ответственности и наоборот.

Речь идет об ответственности как качества и способности человека, имеющего возможности двигаться по пути духовного развития. Он осознает свою связь со своим глубинным Высшим «Я». Он понимает ответственность как процесс осознания своей связи с Космосом, как характеристику своего видения глубинных процессов, происходящих в сознании, определении способов развития и укрепления иных качеств, которые обеспечивают развитие духовного сознания. Это умение не только понять необходимость развития качеств, знаний, но и подкрепление этого соответствующими поступками, закрепляющими их в структуре человеческой Индивидуальности.

Онтологическое основание понимания ответственности человека раскрывается в идее о совпадении долга и влечения человека как высшего уровня развития человека (С.Л. Рубинштейн). Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, то есть пределы долга. Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей.

В качестве субъекта ответственности могут выступать:

  • отдельная личность;
  • группа как определенная общность людей;
  • государство как некая макроструктура.

С.Л. Рубинштейн, рассматривая проблему ответственности человека за внутренний замысел или за результат действия, приходит к выводу, что оценка поступка должна осуществляться не из того, что получилось, а из того, что было предусмотрено, что характеризует уровень развития сознания человека.

Аксиологический аспект ответственности характеризуется тем, что человек несет ответственность и за себя, и за других людей, и за индивидуальное принятие ценностей, существующих в мире, ответственности, которая может быть понята через конкретные поступки человека, а не только через принятие ценностей общества и следование им. С.Л.

Интересно
Рубинштейн считал, что поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей, т.к. «все они совершаются людьми, включенными во взаимоотношения друг с другом. Отсюда – ответственность за всех других людей и за свои поступки по отношению к ним».

Наряду с сознанием, ответственность представляет собой проективную способность, т. е. готовность личности осуществить то, что необходимо в будущем. К. Муздыбаев отмечает, что ответственность стоит рассматривать не только в рефлексивном контексте как ответственность за совершенные или совершаемые действия, но и как ответственность за будущее. Поэтому она связана не только с отдельными ситуациями, но и с жизнью в целом и самоорганизацией, что обеспечивает организацию своей жизни в соответствии со своими ценностями и целями.

Ответственность – это способность личности, которая характеризуется следующими положениями:

  • оптимально соотносить внешние требования и возможности личности;
  • формировать личностный способ разрешения трудностей;
  • целенаправленно, самостоятельно, осмысленно выстраивать жизненный путь;
  • обеспечить движение к творческому, самостоятельному выбору;
  • выявлять значимое и ценное для себя и других;
  • самодетерминация и саморазвитие;
  • во взаимодействии с внешним миром изменять и совершенствовать его (Д.А. Леонтьев).

Ответственность, как качество личности, характеризует собой разные способы ответственного реагирования и поведения, которое зависит как от индивидуальных особенностей сформированной ответственности, так и от условий реализации ответственного поведения.

В зависимости от социальных, экономических, религиозных и культурных условий будут разные проявления ответственности (Р.Ю. Шиндриков). Ответственность, пытаясь оградить себя от травмирующей или просто некомфортной ситуации, можно только осознать, экзистенциально принять и решить, какую именно проявлять активность или же бездействовать.

Ответственность напрямую связана с развитием духовного сознания человека. Истинная ответственность возникает, когда свой жизненный Путь человек связывает с Верой в Высшее, когда постепенно отказывается от своей самости, устремляется в своем понимании к Космической эволюции и Беспредельности развития, освоению Космических знаний, преданности Высшим идеалам.

Постепенно внешняя позиция, связанная с социальной и моральной ответственностью, переходит во внутреннюю, связанную с готовностью отстаивать свои духовные убеждения и ценности, укреплять соответствующие качества и чувства, защищать свои поступки, сообразные Высшей цели. Это требует волевых усилий. Значит ответственность как одна из высших форм активности связана с волей человека как субъекта жизненного пути, является отражением качества воли, ее существенным признаком.

Воля – это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля – это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности.

Особое значение приобретает развитие волевых качеств личности (С.Л. Рубинштейн): инициативность (умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину), самостоятельность (проявление самостоятельной собственной воли), решительность (быстрота и уверенность в принятие решения), настойчивость и стойкость (неослабность энергии, невзирая на трудности), а также самоконтроль (контроль за собственными действиями и поступками), а также мужественность (самоотречение в борьбе за высшее благо, превосходство над собственными страхами), устремленность (направленность к высшей цели) и другие.

Воля – главный управляющий микрокосма человека, его сознания. Воля – это динамический принцип сознания человека, Вселенной.

Существует наличие воли или безволие. Поэтому развитие отрицательных качеств не является слабостью воли, а проявлением ее безволия. Отсюда следует необходимость тренировки воли в мыслях и поступках. Направление и сила энергий в сознании человека определяется волей человека. Отрицательные или положительные энергии, оформившиеся в виде отрицательных или положительных эмоций (высших чувств), порождаются и стимулируются волей негативной или позитивной. Так воля определяет процесс развития негативных или позитивных качеств в сознании.

Воля определяет и процесс развития или затухания энергий в человеке. Поэтому, если человек сознательно изымает интерес к какому-то явлению, то ослабевает напряжение воли, и энергии, поддерживающие это событие, начинают разрушаться. Одновременно сознательно позитивной волей можно укреплять и развивать энергии, созвучные высшим ценностям. От степени силы воли зависит качество развития мыслей, чувств и действий человека.

Поэтому так важно развивать и укреплять ответственность как проявление воли человека, устремленную к высшим ценностям, обеспечивающую духовное развитие сознания.

Исходя из сущности и структуры ответственности, выступающей в единстве когнитивного, ценностного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов, выделяет основные ее показатели:

  • степень обоснованности принятого решения в соответствии с ценностями;
  • эмоциональная стабильность (внутреннее равновесие), настойчивость и другие волевые качества по его реализации;
  • готовность отвечать за результаты в соответствии со своими намерениями (А.В. Иванов).

Исследование ответственности важно производить с учетом среды и определенной ситуации. Ответственность является важным фактором, определяющим поведение человека в ситуации выбора. Ответственность есть жизненное новообразование и способность в условиях выбора обеспечивать внутреннюю самостоятельность, относительную независимость личности от внешних требований и оптимальную организацию деятельности, общения и т. п.

Важнейшим педагогическим условием развития ответственности является культуросообразная образовательная среда. Если среда развивается сообразно социальным целям и ценностям общества, то формируется и соответствующий тип ответственности. Если среда направлена на развитие духовных ценностей, то и ответственность будет формироваться от социальных обязательств к развитию глубинного сознания.

Ответственность логично связывают с автономностью личности, гуманистические и экзистенциальные теории принимают ответственность, как обязательный компонент свободы. Личностная автономия напрямую связана с осознанием своей ответственности в ситуации выбора. Студенты, признающие за собой ответственность в ситуации, во время беседы (эксперимента) показали более высокие показатели автономности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)