Сущность и смыслы реформаторской педагогики

Одним из наиболее интересных аспектов исторического процесса в образовании являются эпохи реформ, затрагивающие все стороны и аспекты образования: социальные, культурные, политические, экономические, личностные.

Существует достаточно простое представление о реформах, согласно которым, любая реформа – это переход общества из одного стабильного состояния – в другое.

В этой логике, никакого специфического содержания реформы не имеют, а реформы в образовании представляются заменой устаревших учебников – на новые, внедрением новых форм обучения, переподготовкой и повышением квалификации учителей.

Другая точка зрения на реформаторскую педагогику исходит из представления о том, что реформирование – не есть кратковременный переход между стабильными состояниями, но – особый режим существования и развития человеческого общества, возникающий в ситуации, когда испытанные механизмы обращения и воспроизводства традиции перестают отвечать потребностям времени.

Обычно, процесс реформ начинается социальным потрясением (взрывом)

Это характерно и для религиозной Реформации XVI – XVII веков, начавшейся с крестьянской войны в Германии 1524 – 1526 годов.

Аналогичный, во многом процесс, протекает в Европе вслед за Великой Французской революцией (1789 – 1793) и возникновением новоеропейских государств-империй: Французской, Германской, Австро-Венгерской. Судьба отечественного образования последних полутора веков, определена тремя крупными общественно-политическими событиями: Освобождением крестьян и Аграрной реформой 1860-ых годов, Революцией 1917 года и распадом СССР в 1991 году.

Каждое из этих событий становилось «спусковым крючком» для множества социальных процессов и, в том числе, переосмысления роли и места образования, однако в некоторых основных чертах эти движения были схожи.

Вкратце суммируем основные идеи и принципы реформаторской педагогики, под которой будем понимать результат адаптации социально-политических реформ сферой образования:

  1. Идеология «нового человека». Вообще, направленность образования на формирование гармонически развитой личности является одним из универсальных атрибутов классической педагогики всех времен. Однако, только в эпоху глубоких общественных реформ, речь идет о том, что новый человек должен быть не просто лучше ныне живущих, но – качественно отличаться от них. Иногда это различие формулируется в религиозных категориях (протестанты против католиков); иногда в политических (передовая революционная школа против лживой буржуазной) или системных категориях (трудовая школа против школы учебы).
  2. Демократизм и либерализм «новой школы». Важнейшим атрибутом реформ в образовании является признание предшествующей школы в качестве отстающей, не соответствующей требованиям времени, наполненной бессмысленными ограничениями и условностями. Ей противопоставляется вновь созидаемая школа, открывающая возможности развития и саморазвития для всех и каждого, построенная на принципах свободы, подготовки к «действительной жизни» и др. Эти принципы выступают в качестве руководящих и для школьных ученических коллективов, и для управления педагогическим коллективом и школой, в целом.
  3. Развивающая и продуктивная направленность обучения. Идеология новой школы исходит из того, что старый общественный уклад изжил себя, и в этой связи, воспроизведение существующих образцов знания или деятельности бессмысленно. Соответственно, предпочтение отдается тем формам и методам работы, связанным с развитием мыслительных способностей, проектированием и изготовлением новых продуктов, достижением новых результатов.
  4. Индивидуализация и гуманизация педагогического взаимодействия. Вообще, понятие «гуманизма» зародилось еще в Античности и распространилось в Эпоху Возрождения. Под гуманизмом понимается внимание к человеческим талантам, способностям, личностным способностям и свойствам с целью их максимального развития и совершенствования. В практическом педагогическом плане гуманизация образования означает стремление сделать школу «домом радости» (В. де Фельтре, В.А.Сухомлинский), осуществлять процессы обучения и воспитания в согласии с природой воспитанника (Я.А.Коменский), ненасильственного обучения (Ж.-Ж.Руссо), удовлетворения базовых детских потребностей («страстей») к взрослению, развитию и свободе (Ш.А.Амонашвили).
  5. Образ учителя-творца. Ключевой, во многих отношениях, идеей реформаторской педагогики, является новый учитель-творец, гуманитарий, не только обладающий широкими познаниями в преподаваемом предмете или образовательной области, но также – состоявшаяся личность, испытывающая потребность в творческом общении с детьми и находящаяся в состоянии постоянного профессионального и личностного развития. Именно такой учитель является главнейшим условием выполнения школой своего главного предназначения – формирования творческой активной личности выпускника; существует устойчивый афоризм: «только личность может воспитать личность».

В заключение параграфа, следует отметить, что идеи реформаторской педагогики зачастую подвергаются критике за романтический отрыв от жизни, неконкретность и переоценку прогрессивных тенденций в развитии человека и общества, а также – быстрое перерождение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)