Сущность современной системы образования в России
Современная система образования в России является результатом длительного пути развития философских идей и принципов организации образования, правовых оснований образовательной деятельности, истории отдельных образовательных учреждений и педагогов.
Именно поэтому мы предполагаем говорить о наиболее важных, сущностных основаниях образовательной системы России в том виде, в котором они существуют с 1992 года.
Утвержденный тогда Закон «Об образовании» устанавливает следующие принципы государственной политики в образовании (ст. 2):
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.
Система образования в России определяется как совокупность (ст. 8):
- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
В системе образования в России выделяются две подсистемы – общее образование, предназначенное для формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе и профессиональное образование, предназначенное для подготовки специалистов соответствующего профиля и уровня квалификации.
В каждой из этих подсистем выделяется основные образовательные программы (предоставляемые всем обучающимся в обязательном порядке) и дополнительные образовательные программы (освоение которых осуществляется на основе индивидуального выбора и не является обязательным для получения соответствующего аттестата и диплома).
Так, например, обучение в общеобразовательной школе является реализацией основной программы общего образования, в то время как обучение в музыкальной или художественной школе, посещение станции юных техников или спортивных секций относится к общеобразовательным программам дополнительного образования.
В России до сих пор отсутствует единые требования к этой подсистеме, однако одним из приоритетов развития образования в ближайшие годы является создание системы предшкольного образования, обеспечивающей систематическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Большинство общеобразовательных учебных заведений реализуют три уровня общего образования:
- Начальное общее образование (1 – 4 классы).
- Основное общее образование (5 – 9 классы).
- Полное среднее общее образование (10 – 11 классы).
Первые две ступени являются обязательными для всех детей в возрасте от 6 – 7 до 15 – 16 лет.
Полное среднее образование также является обязательным, однако формы его получения варьируются: выпускники общей основной школы могут продолжить свое обучение в общеобразовательных школах или же поступить в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, а также вечерние (сменные) школы, где получение среднего образования осуществляется параллельно с профессиональной подготовкой и деятельностью.
Помимо общеобразовательных школ, в системе общего образования действуют образовательные учреждения повышенного уровня – школы с углубленным изучением ряда предметов, естественнонаучные и математические лицеи, гуманитарные гимназии и пр.
К системе общего образования примыкает система специального образования, ориентированная на обучение и воспитание детей, имеющих проблемы в развитии (школы для слабослышащих и слабовидящих, школы-интернаты для детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки развития и пр.).
Система профессионального образования в России представлена четырьмя основными уровнями:
- начальное профессиональное образование (получаемое на базе профессионально-технических и ремесленных училищ, профессиональных учебных заведений, профессиональных лицеев и направленное на подготовку по рабочим профессиям);
- среднее профессиональное образование (получаемое на базе колледжей и техникумов, а также профессиональных училищах повышенного уровня и направленное на подготовку специалистов среднего звена – техников и технологов, лаборантов, учителей начальных классов и др.);
- высшее профессиональное образование (получаемое на базе институтов, академий и университетов и направленное на подготовку кадров высшей профессиональной квалификации);
- послевузовское образование (представленное специальными учреждениями повышения квалификации и переподготовки, а также – системой подготовки научных и научно-педагогических кадров внутри традиционных вузов – аспирантурой и докторантурой).
Значимым компонентом системы образования являются органы управления образованием, имеющие либо государственный, либо муниципальный статус.
Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования городских и районных администраций.
На уровне школы, как правило, сосуществуют и взаимодействуют две подсистемы управления: государственное управление, представленное директором и действующим на основе общефедерального и регионального законодательства, и общественное самоуправление (Совет школы, Попечительский совет, Педагогический совет, Совет старшеклассников и др.), действующим на основе самостоятельно разрабатываемых положений и норм.
- Метод портфолио
- Основы педагогического творчества и саморазвития
- Основы исследовательской деятельности
- Основы подготовки научных текстов
- Пути приобретения педагогических знаний
- Требования ФГОС к подготовке бакалавров образования
- Модели целеполагания в педагогическом образовании
- Возрастные аспекты
- Уровни и пути формирования педагогического мастерства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу