Социальные и педагогические проблемы учительской деятельности
Одной из наиболее значимых тенденций последних десятилетий в развитии сферы образования, является изменение отношений между «внешним» и «внутренним».
Напомним, что большинство образовательных учреждений, составивших славу русской культуры (Московский университет, Александровский (Пушкинский) лицей, Смольный институт) изначально задумывались как весьма закрытые образовательные учреждения, где и преподаватели, и учащиеся проживали на изолированной от внешних влияний территории, выход с которой был весьма ограничен и регламентирован.
В более позднюю эпоху пространственные ограничения несколько видоизменялись, но продолжали существовать: были городские районы и заведения, посещение которых учащимися (гимназистами, курсантами, кадетами) государственных образовательных учреждений строго воспрещалось, вполне понятные с точки зрения нашего современника отношения и проявления считались абсолютно недопустимыми.
Помимо этого, действовали многочисленные сословные ограничения: большинство преподавателей гимназий принадлежали дворянскому сословию, и сословные нормы поведения становились основой образовательного уклада.
Учительская среда становится более разнородной: в ней объединяются выходцы из семей с самыми разными укладами. Все это приводит к постепенному размыванию общих ценностей и моделей поведения, «учительской этики».
Все эти процессы особенно ускоряются во второй половине XX века, когда, фактически, не только среднее, но и высшее образование становится массовой практикой.
В результате, каждый учитель сталкивается с универсальной проблемой социально-педагогического самоопределения или, как принято говорить, позиционирования (выбора позиции и личностного образа).
Разумеется, выбор социально-педагогической позиции определяется не только внешними причинами, очень многое зависит от педагогического опыта педагога, его взглядов на жизнь, ценностных ориентаций, отношений с коллегами и учениками.
В середине 70-ых годов отечественный исследователь Л.Б.Ительсон разрабатывал классификацию типичных педагогических позиций, в том числе:
- диктатор (учитель – носитель высшего знания, обязательного для всех и требующего беспрекословного подчинения);
- информатор (учитель, сознательно ограничивающий свою сферу ответственности избранным предметом);
- друг (учитель, ориентирующийся на формирование доверительных межличностных отношений с учениками вне зависимости от их способностей и интересов);
- консультант (учитель, предпочитающий стороннюю позицию в отношении к ученику и школе; готовый к оказанию необходимой помощи, но не инициирующий процесс обучения);
- проситель (учитель, осознающий свою внутреннюю неспособность к занятиям педагогической деятельностью, и пытающийся скомпенсировать это – «эмоциональными подачками»);
- вдохновитель (учитель, ориентированный на «завоевание будущего», открытие новых смыслов и значений в своей профессии).
Если рассматривать эту проблему глубже, то каждый из перечисленных типов социально-педагогических позиций является производной от определенной культурной реальности и традиции.
Их девизом является: «Я помогу тем, кто хочет научиться, но тратить время на бездарей я не стану».
В практическом плане, эти учителя склонны занимать позицию диктатора, информатора или консультанта.
Другой тип учителя-воспитателя, свойствен людям, зачастую не имеющим законченного профессионального образования. Однако, он умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке и во взаимоотношениях с учащимися (позиция «друг» или «заботливый родитель»).
Вообще, современные исследователи (В.И.Карасик) выделяют три основные аспекты позиционирования и, соответственно оценивания социально-педагогической позиции учителя: отношение к профессии, отношение к другим людям и личностные качества.
Другими значимыми аспектами являются – отношение к информационным технологиям, профессиональная мобильность, избранная социальная роль в педагогическом коллективе.
- Метод портфолио
- Основы педагогического творчества и саморазвития
- Основы исследовательской деятельности
- Основы подготовки научных текстов
- Пути приобретения педагогических знаний
- Требования ФГОС к подготовке бакалавров образования
- Модели целеполагания в педагогическом образовании
- Возрастные аспекты
- Уровни и пути формирования педагогического мастерства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу