Социальные и педагогические проблемы учительской деятельности

Одной из наиболее значимых тенденций последних десятилетий в развитии сферы образования, является изменение отношений между «внешним» и «внутренним».

Напомним, что большинство образовательных учреждений, составивших славу русской культуры (Московский университет, Александровский (Пушкинский) лицей, Смольный институт) изначально задумывались как весьма закрытые образовательные учреждения, где и преподаватели, и учащиеся проживали на изолированной от внешних влияний территории, выход с которой был весьма ограничен и регламентирован.

В более позднюю эпоху пространственные ограничения несколько видоизменялись, но продолжали существовать: были городские районы и заведения, посещение которых учащимися (гимназистами, курсантами, кадетами) государственных образовательных учреждений строго воспрещалось, вполне понятные с точки зрения нашего современника отношения и проявления считались абсолютно недопустимыми.

Помимо этого, действовали многочисленные сословные ограничения: большинство преподавателей гимназий принадлежали дворянскому сословию, и сословные нормы поведения становились основой образовательного уклада.

По мере того, как образование перестает быть уделом элиты, но становится общенародным достоянием, все большую роль и значение в жизни, поведении и сознании учительства приобретают социальные факторы, в том числе, господствующие политические представления и предрассудки, этнокультурные нравы и обычаи, наконец, мода.

Учительская среда становится более разнородной: в ней объединяются выходцы из семей с самыми разными укладами. Все это приводит к постепенному размыванию общих ценностей и моделей поведения, «учительской этики».

Все эти процессы особенно ускоряются во второй половине XX века, когда, фактически, не только среднее, но и высшее образование становится массовой практикой.

Учительское и преподавательское сословия сегодня – это общество в миниатюре, где есть представители самых разных традиций, социальных групп, политических предпочтений

В результате, каждый учитель сталкивается с универсальной проблемой социально-педагогического самоопределения или, как принято говорить, позиционирования (выбора позиции и личностного образа).

Разумеется, выбор социально-педагогической позиции определяется не только внешними причинами, очень многое зависит от педагогического опыта педагога, его взглядов на жизнь, ценностных ориентаций, отношений с коллегами и учениками.

В середине 70-ых годов отечественный исследователь Л.Б.Ительсон разрабатывал классификацию типичных педагогических позиций, в том числе:

  • диктатор (учитель – носитель высшего знания, обязательного для всех и требующего беспрекословного подчинения);
  • информатор (учитель, сознательно ограничивающий свою сферу ответственности избранным предметом);
  • друг (учитель, ориентирующийся на формирование доверительных межличностных отношений с учениками вне зависимости от их способностей и интересов);
  • консультант (учитель, предпочитающий стороннюю позицию в отношении к ученику и школе; готовый к оказанию необходимой помощи, но не инициирующий процесс обучения);
  • проситель (учитель, осознающий свою внутреннюю неспособность к занятиям педагогической деятельностью, и пытающийся скомпенсировать это – «эмоциональными подачками»);
  • вдохновитель (учитель, ориентированный на «завоевание будущего», открытие новых смыслов и значений в своей профессии).

Если рассматривать эту проблему глубже, то каждый из перечисленных типов социально-педагогических позиций является производной от определенной культурной реальности и традиции.

Многие учителя считаются «академистами» – как правило, это выпускники классических университетов, обладающие достаточной серьезной научной подготовкой, но не владеющие (и, зачастую, не считающие необходимым) повышать уровень своих психолого-педагогических знаний и умений.

Их девизом является: «Я помогу тем, кто хочет научиться, но тратить время на бездарей я не стану».

В практическом плане, эти учителя склонны занимать позицию диктатора, информатора или консультанта.

Другой тип учителя-воспитателя, свойствен людям, зачастую не имеющим законченного профессионального образования. Однако, он умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке и во взаимоотношениях с учащимися (позиция «друг» или «заботливый родитель»).

Известно, что сочетание научной подготовки и психолого-педагогической компетентности встречается редко и обладает большой ценностью («вдохновитель»)

Вообще, современные исследователи (В.И.Карасик) выделяют три основные аспекты позиционирования и, соответственно оценивания социально-педагогической позиции учителя: отношение к профессии, отношение к другим людям и личностные качества.

Другими значимыми аспектами являются – отношение к информационным технологиям, профессиональная мобильность, избранная социальная роль в педагогическом коллективе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)