Сущность и характеристики лидерства

По мнению многих исследователей, неформальные группы являются социальной реальностью, которую важно умело использовать для достижения общеорганизационных целей.

Г. Кунц и С. О. Доннел отмечают, что неформальные группы могут оказывать помощь или, наоборот, нарушать интересы предприятия, поэтому их деятельность следует направлять по конструктивным каналам. По их мнению, как только лидеры неформальных групп определены и завоевано их расположение, организация и управление становятся значительно проще. К тому же на руководящие должности целесообразнее выдвигать неформальных лидеров, которых при необходимости можно обучить управленческим навыкам и сформировать определенные профессиональные компетенции.

В большинстве случаев работники, идущие за таким лидером, высоко мотивированы, способны работать с энтузиазмом и достигать исключительно высоких результатов.

Лидерство является психологическим феноменом, проявляющимся в системе межличностных отношений, и представляет собой процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия окружающих в деятельности по достижению организационных и групповых целей, или процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей.

Этот тип взаимодействия в группе основан на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направлен на регуляцию поведения работников в процессе совместной деятельности для достижения общих целей.

Как свидетельствует практика управления, существует широкий спектр регулятивных методов мотивации персонала, которые позволяют в процессе непосредственного общения с сотрудниками формировать их отношение к работе.

Регулятивные методы включают в себя:

Интересно
Принуждение. Это крайняя форма психологического воздействия, при которой работника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания. Данный способ воздействия оказывается действенным в том случае, если работники признают за лидером исключительное право принятия управленческих решений и планирования их рабочего времени.

Одной из форм принуждения в организации является требование, которое имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда лидер обладает максимальной властью или авторитетом среди подчиненных, т. е. является формальным лидером (руководителем).

Понуждение. Понуждение представляет собой форму психологического воздействия, при которой, как правило, неформальный лидер официальным тоном настоятельно рекомендует работнику проявить определенное поведение. Очень часто индивид оказывается в ситуации выбора, который блокирует нежелательные мотивы трудовой деятельности. Вследствие этого работник вынужден «из двух зол выбрать меньшее», и ведущим мотивом в управленческой ситуации становится необходимость избежать нежелательных деструктивных последствий.

Увещевание. Увещевание как психологический метод управления эффективно в отношении тех работников, которые занимают в организации независимую от лидера позицию. Оно предполагает создание определенной зависимости лидера от отдельного работника. Оказываясь в трудной ситуации, лидер вынужден обратиться к работникам с просьбой выполнить некоторые задания, не входящие в их обязанности.

Просьба является распространенной формой неформального общения и воспринимается подчиненным как доброжелательное и уважительное отношение к его личности

Внушение. Внушение представляет собой процесс воздействия на психику личности, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.

Между тем внушение может выступать как специально организованный вид межличностной коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации, в результате которого у личности в сознании формируются «внушенные установки». Внушение может достигаться при помощи вербальных и невербальных средств коммуникаций.

Необходимо отметить, что работники, обладающие такими личностными качествами, как низкая самооценка, покорность, робость, доверчивость, стеснительность, тревожность, слабость логического мышления, эмоциональность и т. д., отличаются высокой степенью внушаемости.

Убеждение. В отличие от внушения убеждение основано на осмыслении информации и умозаключениях, которые выводятся работниками как самостоятельно, так и вслед за лидером.

Убеждение представляет собой способ вербального воздействия, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый тезис. Это метод предполагает воздействие на сознание людей, обращенное к их собственному критическому восприятию.

Успешное убеждение лидером позволяет принять и включить новые сведения в сложившуюся систему взглядов работников, трансформировать мировоззрение и мотивационные основы поведения.

Убеждение ориентировано на интеллектуально познавательную сферу человеческой психики. Лидер с помощью логических аргументов сначала добивается от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе формирует и закрепляет новые установки, соответствующие поставленной цели.

Нередко в социальной группе лидер использует намек, который выступает в качестве приема косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии.

Следует отметить, что намек ориентирован не на сознание и логическое рассуждение личности, а на его эмоции, в связи с чем можно сделать вывод, что применять его следует с учетом конкретного эмоционального состояния сотрудника. Нередко работник, находящийся в плохом настроении или в состоянии стресса, расценивает намек как оскорбление его личности.

Критика. Критика как осуждающая оценочная санкция выполняет отрезвляющую функцию, если воспринимается работниками как справедливая. В этом и заключаются психологические трудности применения данного метода.

В практике менеджмента используются различные формы критического обращения к работникам:

  • критика-упрек («Ну что же Вы? Я так на Вас рассчитывал!»). Упрек представляет собой выражение недовольства руководителя, его обвинение, неодобрение, высказанное по отношение к кому-либо из подчиненных;
  • критика-надежда («Не очень-то Вы справились с заданием. Надеюсь, в следующий раз у Вас все получится»). Надежда всегда связана с ожиданием удовлетворения какой-либо потребности. Это ожидание чего-либо благоприятного, в сочетании с уверенностью в его осуществлении;
  • подбадривающая критика («Да… Прямо скажем, сделали Вы не очень… Ну ничего. В следующий раз сделаете лучше»);
  • критика-ирония («Ничего себе! Делали, делали и сделали. Как те- перь начальству в глаза смотреть будем???»). Ирония предполагает сокрытие истинного смысла или противоречие явному содержанию;
  • критика-огорчение («Эх, Вы! Я так на Вас надеялся. Огорчили Вы меня»). Огорчение сопровождается проявлением чувства горести, вызванного неудачей или неприятностью;
  • критика-смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только Вы…»). Смягчение предполагает снижение уровня жесткости со стороны руководителя по отношению к работнику;
  • критика-снисхождение («Ладно уж. Попробую Вам помочь»). Снисхождение предусматривает прощение работника за совершенный проступок и отсутствие взыскания за нарушение;
  • критика-намек («Я знал одного человека, который поступил так же как и Вы. Потом ему пришлось туго»). Намек отражает неявное, косвенное указание на факты или обстоятельства с нежелательными для работника последствиями;
  • критика-порицание («Ну что же Вы? Разве так нужно работать?»). Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда работник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как назидание;
  • критика-замечание («Опять не получилось? В следующий раз советуйтесь!»). Замечание представляет собой краткое суждение и высказывание по какому-либо поводу;
  • критика-поучение («Опять не так? Я же Вам говорил, как надо лучше сделать. А Вы – за свое. Говоришь, говоришь…»). Поучение предполагает назидательный совет и наставление руководителя;
  • критика-недоверие («Так и знал, что ошибетесь. Ну, что ж, на ошибках учатся, если могут…»). Недоверие отражает сомнение руководителя в правдивости совершенного и подозрительное отношение к работнику;
  • критика-вызов («Вы не справились? Не могу поверить в такое!»). Вызов сопровождается предложением руководителя вступить в борьбу, состязание для улучшения результатов трудовой деятельности;
  • критика-предупреждение («Опять те же ошибки? Боюсь, что нам придется с Вами расстаться»). Предупреждение содержит важную информацию, предоставляемую заблаговременно с целью оказать корректирующее воздействие на события будущего;
  • критика-торжество («Вот видите! Я оказался прав. А я ведь Вас предупреждал»). Торжество руководителя сопровождается проявлением радостного чувства собственной силы и ощущением победы;
  • критика-осуждение («Я думал, Вы вовремя сделаете этот проект. А Вы оказывается еще и не начинали»). Как правило, осуждение является приемом психологического воздействия на сотрудника, который допускает большие отклонения от моральных норм социальной группы или результаты труда которого крайне неудовлетворительные. Такой прием не может применяться в отношении сотрудников со слабой психикой. К сожалению, осуждение является уничижающим мнением о человеке, пристрастно исследующим его недостатки;
  • критика-угроза («Если будете так работать, то будете искать другое место!»). Угроза представляет собой запугивание работника, обещание причинить зло, неприятность;
  • критика-недоумение («Вот так поработали! Ну теперь Вам же и придется все переделывать»). Недоумение приводит руководителя к состоянию нерешительности, сомнения, колебания вследствие неясности и непонимания происходящего.

Побуждение. Побуждение представляет собой способ воздействия лидера на работников, при котором создается мотивация к выполнению деятельности. Побуждение даёт исполнителю свободу действий, большую по сравнению с принуждением и меньшую по сравнению с убеждением.

Побуждение сотрудников позволяет:

  • осознать каждым работником цели совместной деятельности;
  • сформировать атмосферу доверия и взаимопомощи;
  • организовать процесс эффективного взаимодействия;
  • добиться адекватной самооценки сотрудников в результате конструктивного, рационального указания достоинств и недостатков каждого, при котором объективно выделяются позитивные и негативные стороны работы сотрудника;
  • осмысливать и эмоционально переживать свои успехи и неудачи, осознать необходимость и возможность дальнейшего совершенствования своей работы.

Признание трудового вклада работника возможно при применении поощрительных оценочных санкций. Ю.Д. Красовский отмечает, что положительная оценка со стороны лидера корректирует самооценку персонала, отражает степень признания его трудового участия в общем деле.

К основным поощрительным санкциям относятся:

  • похвала («Я рад за Вас. Работа выполнена отлично»). Это достаточно положительный отзыв о работнике и результатах его трудовой деятельности;
  • одобрение («Эту работу Вы выполнили неплохо»). Предполагает признание хорошим и правильным действие работника;
  • подбадривающий вызов («Неплохо, неплохо. Если будете так работать и дальше, далеко пойдете!»).

Поощрительные оценочные санкции укрепляют базовые установки личности и позволяют идентифицировать цели и ценности работника с организационными и групповыми целями.

Поощрение является основой для вовлечения персонала в успешную и эффективную совместную деятельность

Вовлечение относится к психологическому приему, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или управленческого процесса (например, принятие коллегиальных решений, соревнование и т. п.). В результате вовлечения в общее дело работник испытывает удовлетворенность трудом, становится более лояльным к организации.

Таким образом, вовлечённость можно рассматривать как состояние эмоциональной и интеллектуальной приверженности компании, которая побуждает сотрудника выполнять его работу как можно лучше.

Подражание. Подражание в психологии представляет собой следование образцу или примеру. Это способ воздействия на отдельного работника или социальную группу с целью формирования желательного поведения.

Мотивационная сила данного метода определяется тем, в какой мере работники идентифицируют себя с лучшими качествами своего лидера, которые являются для них привлекательными.

Таким образом, лидером является самый авторитетный член социальной группы, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей. Как отмечалось выше, данный феномен распространен в группах благодаря существованию системы неформальных межличностных отношений.

Поэтому целесообразно остановиться на рассмотрении таких понятий, как «лидерство» и «лидер» в психологической и управленческой науках. В психологии под лидерством понимаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (см. рис. 1.7).

А лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений

Оно формируется спонтанно, стихийно на уровне полуосознанных психологических предпочтений. Другими словами, лидерство является стихийным процессом, развитие и протекание которого зависит от социально-психологического климата в группе, психического поведения отдельных ее членов.

Лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, используя, как правило, только моральные санкции.

Сущность и характеристики лидерства

Существующие подходы к определению сущности лидерства позволяют выделить основные характеристики данного феномена.

Во-первых, лидер призван представлять интересы работников вне зависимости от того, является ли он формальным или нет. Он берет на себя огромную ответственность и в его интересах максимально оправдать доверие окружающих.

Во-вторых, основная задача лидера заключается в максимальном расположении к себе людей, объяснении им общей цели, к которой необходимо стремиться, проявлении своего профессионализма и способности справиться с трудностями.

Успешная реализация этой задачи позволяет доказать, что лидер более эффективно может справиться с трудностями, чем каждый работник в отдельности и группа в целом.

В-третьих, лидер ориентирован на сплочение коллектива и создание благоприятного социально-психологического климата.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)