Социальная группа как среда формирования лидерства

Любая современная организация представляет собой сложную социальную систему, элементами которой являются не только отдельно взятые индивиды, но и их группы.

Основные условия существования социальной группы – наличие устойчивых коммуникаций между членами данного образования и разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других, что позволяет осуществлять социальный контроль за их поведением.

Группа является специфическим социальным организмом, имеющим определенные признаки и характеристики, отличающие ее от организации.

Интересно
Так, С.С. Фролов выделяет два таких признака: взаимодействие участников и разделяемые ожидания. Социальная группа, по его мнению, – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

М.С. Комаров расширяет спектр признаков и полагает, что «группа – это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, мораль, культуру и психологию, благодаря которым у индивида формируется особое чувство сопричастности данной группе – «мы – группа».

Основные признаки групп, отличающие их от других социальных систем, отражены на рис. 1.5.

Социальная группа как среда формирования лидерства

Любая социальная группа, функционирующая в организации, имеет ряд характеристик, основными из которых являются: групповая сплоченность и выполнение заданий, кооперация, культурные основы группового поведения, социальные роли.

Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Одной из самых важных характеристик является групповая сплоченность и степень выполнения заданий

Групповая сплоченность представляет собой процесс групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Это результат действия сил, удерживающих людей в группе. При этом считается, что личность остается участником группы до тех пор, пока выгода от взаимодействия превышает издержки.

Конкретными показателями сплоченности группы являются:

  • уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях (чем больше членов группы симпатизируют друг другу, тем выше сплоченность);
  • степень привлекательности группы для всех членов (чем больше индивидов удовлетворено своим членством в группе, тем выше сплоченность).

Основным условием эффективного функционирования любой социальной группы является высокая интеграция ее членов, а также формирование отношений взаимопомощи и взаимовыручки, вследствие чего повышается удовлетворенность трудом, улучшается дисциплина, усиливается внутригрупповой контроль. Это позитивно отражается на повышении производительности труда.

Одновременно в таких условиях у группы развивается ингрупповой фаворитизм (поддержка своей группы и отдельных ее участников в любых ситуациях), вследствие чего индивиды рассматривают себя как часть группы, что положительно сказывается на работе группы и организации в целом.

Как свидетельствует практика, существует ряд факторов, оказывающих значительное влияние на групповую сплоченность: сходство базовых ценностных ориентаций членов группы, ясность и определенность общей цели, демократический стиль лидерства (руководства), кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, небольшая численность группы (как правило, до 9 –12 человек), престиж группы, рабочее окружение, организационные факторы и др. (см. рис. 1.6).

Социальная группа как среда формирования лидерства

Вторая характеристика социальной группы – это наличие духа кооперации, направленного на создание и поддержание единства в системе.

Формирование единого командного духа достигается на основе веры в действенность и полезность усилий всех членов группы, чувства общности, доверия и защищенности, принятия групповых ценностей и норм, участия в выработке групповых решений, свободного обмена информацией, низкого уровня ошибок управления и др.

Третья характеристика социальной группы заключается в наличии культурных основ группового поведения. В любой группе обязательно имеется специфическая культура, разделяемая всеми ее участниками. Источником групповой культуры, несомненно, является лидер.

Можно встретить культуры следующих типов:

  • гомогенизированная культура – характеризуется одинаковыми групповыми статусами членов группы, отсутствием лидера, разобщенностью участников, их автономным поведением, эгоизмом, слабым влиянием руководства на поведение группы и слабым участием членов группы в решении задач;
  • институционализированная культура – для нее характерны следующие черты: четко обозначенные социальные роли, статусы и ролевые требования. Лидерство в такой группе определяется структурой организации и своим официальным статусом. Деятельность социальной группы регламентирована, действия организованные, плановые и официальные. Участие группы в принятии решений минимально;
  • автократичная культура – отличается наличием жесткого формального или неформального лидера, на котором все замыкается;
  • целенаправленная культура – характеризуется тем, что участники социальной группы принимают и усваивают ролевые требования, основанные на потребностях группы и лидера, который является авторитетным членом группы.

Основа власти – личностные качества и знания, навыки и способности лидера. В таком социальном образовании приоритет отдается ориентации на общие интересы и цели, а инициатива поощряется, если приносит пользу группе.

Четвертая характеристика группы – это наличие социальных ролей

В любой группе каждый участник выполняет одну или несколько социальных ролей, способствуя тем самым решению групповых задач.

Социальная роль представляет собой совокупность ожиданий, предъявляемых к члену группы в соответствии с занимаемой им позицией или групповым статусом. Она должна быть функциональной, т. е., выполняя ее, индивид должен вносить вклад в достижение общих целей. Это нормативно одобряемый образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего данную позицию.

Т. Парсонс считает, что социальная роль обладает рядом таких характеристик: эмоции, способ получения, масштаб, степень формализации и мотивация. Так, одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности.

Роль может быть предписана участнику группы или завоевана самостоятельно, при этом часть ролей четко ограничена, а часть – размыта. Индивид, выполняя определенную социальную роль, может действовать в рамках установленных правил или произвольно, ориентируясь при этом либо на личную выгоду, либо на общее дело.

Для создания эффективно работающей группы необходимо, чтобы присутствовали целевые и поддерживающие роли.

Целевые роли позволяют отбирать групповые задачи и выполнять их. К этой группе относятся роли инициатора, информатора, сборщика мнений, координатора и т.д.

Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизнедеятельности группы. Например, поощрение, обеспечение участия, установление критериев, исполнение, выражение чувств группы.

Р.М. Белбин выделяет следующий набор ролей в социальной группе:

  • председатель, руководящий группой и координирующий ее действия;
  • организатор, распределяющий задачи между участниками группы, являющийся целеустремленной, инициативной, мобильной и влиятельной личностью;
  • генератор идей, разрабатывающий и выдвигающий идеи, обладающий гибким мышлением и воображением;
  • контролер-критик, способный к скрупулезной работе, обладающий критическим мышлением;
  • трудоголики – это представители большей части группы, выполняющие непосредственно трудовые действия для достижения общей цели;
  • исследователи резерва новых служащих, которые приносят новые идеи и контакты; коммуникабельны и рискованны;
  • координаторы команды, сплачивающие, поддерживающие и поощряющие других участников группы;
  • детерминатор-завершитель, обеспечивающий соблюдение графика и проверяющий все детали.

Классификация социальных групп достаточно обширна и представлена в табл. 1.2.

Социальная группа как среда формирования лидерства

По числу входящих индивидов социальные группы подразделяются на малые и большие.

В организации с точки зрения менеджмента интересны малые группы, численностью от 2 до 30 человек. Средняя численность малых групп – 7–8 участников. При таких условиях члены группы объединены совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

Подобное взаимодействие является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов, что позволяет говорить о наличии групповой динамики. Именно в этих группах ярко проявляется лидерство.

Разновидностями малых групп выступают диады (2 человека) и триады (3 человека).

Триада – это первая ступень социального структурирования, когда большинство способно диктовать свою волю меньшинству. В социологической и управленческой литературе встречаются различные взгляды на понятие и сущность малых групп. Ниже приводятся основные определения.

Малая группа – это простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными отношениями между ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения, складывающимися во всех сферах жизни.

Малая группа – любое объединение людей, когда между ними устанавливается непосредственный личный контакт (Э.Э. Линчевский).

Малая группа – это малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и групповых ценностей и норм поведения (Г.С. Антипина).

Малая группа – это два лица и более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц (М. Шоу).

Малая группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами, с точки зрения других людей (Р.К. Мертон).

Малые группы в организации могут выступать в качестве первичных, в которых осуществляются тесные, постоянные и многообразные связи между ее участниками. Контакты в таких группах рассматриваются как главная социальная ценность.

Первичные группы, по мнению Ч.Х. Кули и Дж. Мида, формируют идеалы, ценностные установки, социальную природу индивида, характеризуются относительной устойчивостью и непосредственностью ассоциаций. Для индивида в организации важно ощущение принадлежности к определенной социальной группе – ингруппе.

Интересно
Ингруппа – это группа, в которой каждый работник определяется как «свой», у него развито чувство принадлежности, и в которой он идентифицируется с другими членами группы таким образом, что расценивает их как «мы».

Такая группа отличается высокой степенью солидарности, а каждый ее член дорожит общим мнением. Эта группа становится эталонной или референтной для индивида. Антиподом ингруппы выступает аутгруппа.

Помимо первичных групп, в организации встречаются вторичные группы. По размеру они, как правило, являются большими и характеризуются тем, то члены группы не имеют частых контактов друг с другом, а отдельные участники даже не взаимодействуют с остальными. Такая группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей.

По способу и характеру организации или степени регламентации деятельности группы подразделяются на формальные и неформальные.

Формальные группы – это группы, сознательно созданные для достижения определенных коллективных целей. Для них характерна четкая организационная структура, строгое распределение функций между участниками, а также система управленческой деятельности.

Эти группы осуществляют формальные функции (например, выполнение работ, генерирование идей, поддержание связей и т. п.), выполняют официальные роли, поддерживают взаимосвязи с другими структурными подразделениями, реализуют поведенческие нормы.

Роль, выполняемая формальной группой, всегда содержит описание процедур и процессов работы, а также набор предписаний, выражающих требования руководства организации или ее подразделения.

Основными признаками формальных статусов и ролей являются следующие: формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры организации и название должности, ее место среди других; поощрения, награды и наказания, которые могут быть применены к любому субъекту группы.

В отличие от формальных групп неформальными считаются группы, основанные преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворении психологических и социальных потребностей, не связанных с целями организации.

Члены такой группы ориентированы не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. Именно в таких группах развивается чувство взаимозависимости, оказывается постоянное влияние на поведение друг друга, что способствует удовлетворению потребностей.

В неформальной группе всегда есть лидер, отражающий установки и ценности, разрешающий конфликты и представляющий интересы группы.

Основными причинами создания неформальных групп в организации выступают следующие:

  • осознание индивидами необходимости объединения для достижения общей цели;
  • необходимость понимания и поддержки окружающих;
  • необходимость ощущения принадлежности к группе (ингруппе), формирование более тесных взаимосвязей между участниками;
  • необходимость защиты собственных интересов и потребностей благодаря включению индивида в систему социальных связей и социальных институтов;
  • необходимость контроля поведения отдельных индивидов (потребность в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений);
  • потребность в общении и проведении свободного времени в кругу единомышленников.

Неформальные группы могут создаваться целенаправленно по инициативе работников организации или стихийно. В любом случае они выполняют ряд основных функций:

  • реализация определенных групповых интересов, например разработка внеплановых изобретений, получение дополнительных заработков, решение вопросов совместного досуга и др.;
  • сохранение общих культурных, религиозных или национальных ценностей;
  • защита членов группы от давления администрации и представление собственных интересов;
  • создание настроения уверенности и психологического комфорта.

Важно отметить, что неформальные группы в организации могут выполнять как конструктивные, так и деструктивные функции, вызывая возникновение конфликтов. В связи с этим руководителю важно умело осуществлять руководство такими социальными образованиями и создавать условия для сочетания в ней формальных и неформальных структур при сохранении ведущей роли первых.

Условные группы в организации объединяются по определенному признаку (пол, возраст, уровень квалификации, профессия и т. п.). Личности, включенные в группу по таким признакам, могут не иметь прямых контактов друг с другом и даже не встречаться.

Реальные группы существуют как общности в определенном пространстве и времени, а их участники связаны между собой объективными взаимоотношениями и признают свою принадлежность к данному социальному образованию.

Любая реальная группа может рассматриваться в социально-психологическом плане как коллективный субъект деятельности, имеющий определенные социальные роли и статусы, определяющие поведение человека, входящего в ее состав.

Интересно
Важным условием функционирования группы выступает характеристика межличностных отношений. В этом направлении можно выделить ряд феноменов, ее характеризующих: социально-психологический климат, психологическая атмосфера и нравственный климат.

Социально-психологический климат является интегральной характеристикой отношения людей друг к другу в группе, выражающей устойчивость официального статуса работников, проявление социальных ролей, восприятие общественного мнения, следование сложившимся традициям. Он отражает качественную сторону межличностных отношений и проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личностей в группе.

Признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

  • доверие и высокая требовательность членов друг к другу;
  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении общеорганизационных вопросов;
  • доброжелательность и деловая критика;
  • отсутствие давления руководителя на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
  • достаточная информированность участников по обсуждаемым проблемам;
  • удовлетворенность принадлежностью к группе;
  • высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
  • принятие ответственности за дела группы и др.

Частными показателями социально-психологического климата являются психологическая атмосфера и нравственный климат.

Психологическая атмосфера – это характеристика психического, душевного состояния людей, объединенных в социальную группу, преобладающих настроений, степени удовлетворенности совместным делом и комфортного самочувствия.

Нравственный климат выражает моральные принципы и нормы поведения и деятельности, обусловливает хорошее настроение участников группы и их социальный оптимизм.

Таким образом, каждая реальная социальная группа идентифицирует себя как единое целое, обладающее перечисленными выше характеристиками, что приводит к возникновению феномена внутригруппового фаворитизма.

Суть данного феномена заключается в том, что каждый член группы благоприятствует данному конкретному социальному образованию, а остальные участники организации становятся для них «чужими». Поэтому в процессе совместной деятельности для достижения общей цели между группами неизбежны конфликты.

Основными предпосылками возникновения межгрупповых конфликтов выступают:

  • ограниченность ресурсов организации, приводящая к борьбе между группами;
  • взаимозависимость задач, выполняемых группами. Все группы организации взаимосвязаны между собой, и поэтому неэффективное функционирование некоторых из них неизбежно приведет к конфликту;
  • различия в целях групп и способах их достижения, представлениях и ценностях, а также поведении;
  • неудовлетворительные коммуникации, характеризующиеся передачей неточной или неполной, запоздалой информации.

Помимо видов социальных групп в организации следует различать и типы, к которым относятся трудовой коллектив, рабочая группа и команда.

Трудовой коллектив – это группа, объединенная совместной общественно полезной деятельностью, опосредующей межличностные отношения

В нем нечетко распределяются социальные роли, слабо проявляется групповая культура, не все участники идентифицируют себя с данной социальной системой.

Рабочая группа представляет собой группу, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой.

В такой группе можно наблюдать дифференциацию участников по социальным ролям, проявление культуры определенного типа, а также выраженный социально-психологический климат.

Команда – это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей целям каждого, имеющих взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за конечный результат. Это наивысший уровень развития социальных групп в организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)