Судебная практика по налоговым спорам

Формально за рамками системы источников налогового права в Российской Федерации остаются судебные решения по налоговым спорам и официальные разъяснения по налоговым вопросам.

Российская правовая система не признает судебный прецедент — правоположение, сформулированное судом по конкретному делу и имеющее обязательный характер для широкого круга лиц, включая суды и налоговые органы, — в качестве источника права.

В этом состоит одно из отличий романо-германской правовой семьи (Германия, Франция, Италия, Испания и т. д.), к которой и относится Российская Федерация, от англо-саксонской правовой семьи (Великобритания, США, Канада, Австралия и т. д.).

В то же время нельзя не отметить, что судебная практика по налоговым спорам играет особую роль при регулировании налоговых отношений, далеко выходя за рамки, отводимые для индивидуального (казуального) акта правоприменения.

При рассмотрении налоговых споров суды, как правило, следуют правовым позициям, оформленным в решениях высших судебных органов, что в конечном итоге приводит к формированию представления о судебной практике по налоговым спорам как об источнике права de facto.

Особое значение для налогового регулирования имеют также правовые акты, содержащие различного рода рекомендации.

Многолетнее наблюдение за российской правоприменительной сферой позволяет сделать вывод об особой роли таких актов-рекомендаций, эффективно выполняющих свою ориентационную функцию. Формально не имея обще-обязательного характера, акты-рекомендации формируют так называемые «лучшие практики» (best practice) в области налогового правоприменения.

Отдельного упоминания заслуживают письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ вправе давать финансовые органы (Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) по запросам налоговых органов, налогоплательщиков и налоговых агентов.

Очевидно, что такие казуальные акты, принимаемые, как правило, по конкретному налоговому случаю, не содержат налоговой нормы и, следовательно, не являются источниками налогового права в формальном смысле.

Однако, очевидным является и другое — такие акты имеют особую юридическую силу, не-посредственно влияющую на правоприменение в налоговой сфере.

Достаточно обратиться к ст. 111 Налогового кодекса РФ, предусматривающей, что выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым или другим уполномоченным органом государственной власти, признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)