Субъекты социокультурной деятельности

В широком понимании субъектами социокультурной деятельности являются: личность (человек), социальная группа или общность, общество, человечество в целом.

Каждый из этих уровней характеризуется с точки зрения социологической или культурологической проблематики.

Субъекты социокультурной деятельности

На каждом уровне развитие и функционирование субъекта подчиняется своим закономерностям и их автономность относительна. Социокультурная деятельность как одна из педагогических и культурологических наук имеет в качестве предмета рассмотрения социально-педагогическую, социально-культурную среду обитания человека, возможные пути формы активного воздействия на эту среду и на духовное развитие различных социальных групп, активное функционирование личности в социокультурной среде.

Социокультурная деятельность – это деятельность человека. Она обладает целым рядом социальных признаков. Данный вид деятельности является составной частью государственной и общественной жизни, её национально-культурной основой, проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества, характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения.

Следовательно, социальная природа её многогранна, вариативна, интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства, общества, социальных слоёв, личности. Одной из значимых характеристик субъектов социокультурной деятельности исследователи называют проявление активности в различных сферах духовной жизни.

Выделяют следующие направления активности субъектов:

  • создание ценностей культуры − относится к деятельности как профессиональных специалистов (ученых, писателей, художников, композиторов, актеров, музыкантов т. п.), так и любителей социального, художественного и научно-технического творчества;
  • последовательное овладение различными компонентами культуры (санитарно-гигиенической, коммуникативной, семейно-бытовой, художественной, нравственной, правовой, экономической, политической, экологической, физической и т. д.);
  • обеспечение связи эпох, преемственность культуры и передача ее достижений из поколения в поколение – выражается в деятельности музейных работников, библиотекарей, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры, исторической памяти, национально-культурного наследия;
  • распространение ценностей культуры − относится к деятельности лекторов, экскурсоводов, работников средств массовой информации и различных форм культурно-просветительной деятельности; к деятельности педагогических работников дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования, системы повышения квалификации; а также социальных педагогов, осуществляющих регулирование многоаспектных и индивидуально ориентированных процессов приобщения личности к культуре в открытой социальной среде;
  • дальнейшее развитии культуры, обогащении ее содержания, расширение форм ее проявления − представлено менеджерами социально-культурной сферы, которые приняли на себя организационно-посреднические, административно-управленческие и психолого-педагогические функции стимулирования познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

Данные направления социокультурной деятельности органически взаимосвязаны с остальными, составляя единый культурный процесс. Однако у каждого своя специфика, свой предмет, своя методика.

Одни направления (например, создание ценностей культуры или функционирование образовательных учреждений), появились вместе с цивилизацией и утвердили себя как непреложные компоненты жизни общества. Другие (такие, как организация социокультурной деятельности) лишь сегодня отрабатывают свои принципы, механизмы и технологии.

Существуют и другие основания для классификации субъектов. Так, в зависимости от их функционального назначения в социально-культурной системе выделяют:

  • творческий блок – это субъекты, связанные с производством (созданием) и воспроизводством культурных ценностей;
  • коммуникативный блок – это субъекты, обеспечивающие хранение и передачу от поколения к поколению культурного наследия, памятников культуры и природных ценностей, распространение, трансляцию культурных ценностей в пространстве с помощью коммуникативных каналов (средства СМИ, образования и т.д.);
  • ресурсный блок – это субъекты, осуществляющие нормативноправовое, юридическое
  • и информационно-методическое обеспечение социокультурной деятельности организаций и отдельных граждан; финансовое и материально-техническое обеспечение социально-культурных служб и учреждений;
  • подготовку и переподготовку специалистов; научные исследования в социально-культурной сфере, управление деятельностью;
  • социально-демографический блок – это субъекты, обладающие определенными культурными потребностями, интересами и предпочтениями, и взаимодействующие с системой в процессе своей групповой или индивидуальной социокультурной деятельности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)