Сущностные характеристики социума и культуры
Социокультурная деятельность является реальной практической деятельностью для широкого спектра профессий социально-педагогической направленности.
Социум как явление представляет собой универсальное, типичное и устойчивое общественное образование, а также включает процессы социальных взаимодействий и отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.
Культура в процессуальном аспекте есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей.
В любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель и социальных ролей и культурных ценностей. Таким образом, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социокультурная деятельность».
Содержательный анализ понятия «социокультурная деятельность» с точки зрения взаимодополняемости его составляющих обнаруживает новые теоретико-познавательные и прикладные возможности этой категории. Так, с одной стороны, культурные нормы и ценности определяют смысл существования социума.
С другой стороны, социальность придает феномену культурного содержательную определенность. Субъект социума как носитель культуры имеет определённую ограниченность во времени, а социальность придает культуре неповторимость в пространстве здесь и теперь.
Культура в актуальности настоящего предполагает существование вполне конкретного субъекта, который хранит предания и традиции, развивает их и сам в них развивается. Любая культурная деятельность имеет социальную направленность, а социальная – культурную.
Таким образом, в категории «социокультурная деятельность» первая составляющая обозначает носителя культурных свойств и субъекта активности; вторая характеризует сферу и качество его активности. Грань между социальной и культурной деятельностью человека провести достаточно сложно.
Социокультурная деятельность − это наиболее эффективный метод и форма работы с разными людьми (с детьми дошкольного возраста, со школьниками, с пожилыми людьми). Как педагогический феномен должна подчиняться моральным императивам.
Педагогическую эффективность социокультурной деятельности определяют следующие детерминанты:
- профессиональная компетентность;
- педагогические и организаторские способности личности;
- этическая направленность;
- позитивная направленность;
- формирование ситуации успеха;
- личностная адресация, обращённость к каждому участнику социокультурной деятельности;
- эмоциональная насыщенность каждой встречи, образность подачи материала;
- игровая основа познания социокультурной действительности;
- возможность достаточно длительное время удерживать внимание участников;
смена видов деятельности; - дискуссионный характер мероприятий, их демократичность;
- свобода высказывания мнения, проявление творческой инициативы;
- право участников на ошибку;
- проявление творческой инициативы;
- возможность педагогического влияния на личность;
- свобода входа в игру и выхода из неё;
- использование современных технических средств для достижения цели;
- разнообразие форм и методов деятельности;
- интерактивный характер общения и т.д.
Ещё одной отличительной особенностью социокультурной деятельности, кроме активности, является свобода выбора и добровольность участия.
Мировоззренческой основой данной группы профессий должна стать культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется ее социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры.
В рамках профессий социально-педагогической и культурологической направленности различные виды социокультурной деятельности рассматриваются в качестве средства решения социокультурных проблем.
Этот принцип является основополагающим и в зарубежных концепциях социальной педагогики, которая уже на этапе подготовки специалистов ориентирует их на:
- понимание проблем личностей и социальных групп;
- причин социального дисфункционирования человека;
- на овладение различными техниками решения этих проблем, в том числе и средствами социокультурной деятельности;
- методами формирования оптимальной для личности среды обитания (артпедагогика, библиопедагогика, игропедагогика и др.).
Таким образом, категория «социокультурная деятельность» является базовой, обозначающей круг явлений, общих для профессий прикладной культурологии и социальной педагогики.
Различие существует лишь в акцентах:
- в одном случае усиливается социальная (и социально-психологическая проблематика);
- в другом − культурологическая.
Социокультурная деятельность − это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.
Это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
Педагогам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей; в историко-культурной, экологической, религиозной и других сферах; в создании благоприятной среды для социокультурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга.
- Сущность и содержание понятия игра
- Историография проблемы свободного
- Сущность и содержание понятия досуговой деятельности
- Дифференцированный подход к лицам с ограниченными возможностями здоровья
- Общие и специфические методы социокультурной деятельности
- Информационно-методическое обеспечение социокультурной деятельности
- Краткая характеристика форм социокультурной деятельности
- Феномен свободного времени и временного пространства культурно-досуговой деятельности
- Средства социокультурной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу