Сущностные характеристики социума и культуры

Социокультурная деятельность является реальной практической деятельностью для широкого спектра профессий социально-педагогической направленности.

Интересно
Определение социально-педагогических основ данной деятельности требует рассмотрения содержания исходных понятий «социум» и «культура». Эти реальности являются относительно автономными друг от друга. Закреплённый за ними традиционный смысл отражает результативные и процессуальные стороны явлений.

Социум как явление представляет собой универсальное, типичное и устойчивое общественное образование, а также включает процессы социальных взаимодействий и отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культура – это совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.

Культура в процессуальном аспекте есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей.

В любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель и социальных ролей и культурных ценностей. Таким образом, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социокультурная деятельность».

Содержательный анализ понятия «социокультурная деятельность» с точки зрения взаимодополняемости его составляющих обнаруживает новые теоретико-познавательные и прикладные возможности этой категории. Так, с одной стороны, культурные нормы и ценности определяют смысл существования социума.

С другой стороны, социальность придает феномену культурного содержательную определенность. Субъект социума как носитель культуры имеет определённую ограниченность во времени, а социальность придает культуре неповторимость в пространстве здесь и теперь.

Культура в актуальности настоящего предполагает существование вполне конкретного субъекта, который хранит предания и традиции, развивает их и сам в них развивается. Любая культурная деятельность имеет социальную направленность, а социальная – культурную.

Таким образом, в категории «социокультурная деятельность» первая составляющая обозначает носителя культурных свойств и субъекта активности; вторая характеризует сферу и качество его активности. Грань между социальной и культурной деятельностью человека провести достаточно сложно.

Социокультурная деятельность − это наиболее эффективный метод и форма работы с разными людьми (с детьми дошкольного возраста, со школьниками, с пожилыми людьми). Как педагогический феномен должна подчиняться моральным императивам.

Педагогическую эффективность социокультурной деятельности определяют следующие детерминанты:

  • профессиональная компетентность;
  • педагогические и организаторские способности личности;
  • этическая направленность;
  • позитивная направленность;
  • формирование ситуации успеха;
  • личностная адресация, обращённость к каждому участнику социокультурной деятельности;
  • эмоциональная насыщенность каждой встречи, образность подачи материала;
  • игровая основа познания социокультурной действительности;
  • возможность достаточно длительное время удерживать внимание участников;
    смена видов деятельности;
  • дискуссионный характер мероприятий, их демократичность;
  • свобода высказывания мнения, проявление творческой инициативы;
  • право участников на ошибку;
  • проявление творческой инициативы;
  • возможность педагогического влияния на личность;
  • свобода входа в игру и выхода из неё;
  • использование современных технических средств для достижения цели;
  • разнообразие форм и методов деятельности;
  • интерактивный характер общения и т.д.

Ещё одной отличительной особенностью социокультурной деятельности, кроме активности, является свобода выбора и добровольность участия.

Мировоззренческой основой данной группы профессий должна стать культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется ее социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры.

В рамках этой концепции объектом регулирования является не личность, а социально-культурная среда, предметом − оптимизация социокультурной жизни, пространства обитания человека.

В рамках профессий социально-педагогической и культурологической направленности различные виды социокультурной деятельности рассматриваются в качестве средства решения социокультурных проблем.

Этот принцип является основополагающим и в зарубежных концепциях социальной педагогики, которая уже на этапе подготовки специалистов ориентирует их на:

  • понимание проблем личностей и социальных групп;
  • причин социального дисфункционирования человека;
  • на овладение различными техниками решения этих проблем, в том числе и средствами социокультурной деятельности;
  • методами формирования оптимальной для личности среды обитания (артпедагогика, библиопедагогика, игропедагогика и др.).

Таким образом, категория «социокультурная деятельность» является базовой, обозначающей круг явлений, общих для профессий прикладной культурологии и социальной педагогики.

Различие существует лишь в акцентах:

  • в одном случае усиливается социальная (и социально-психологическая проблематика);
  • в другом − культурологическая.

Социокультурная деятельность − это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.

Это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Педагогам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей; в историко-культурной, экологической, религиозной и других сферах; в создании благоприятной среды для социокультурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)