Субъект, знание и власть

Среди обществоведов Фуко наиболее известен, пожалуй, как теоретик власти. Однако сам он говорит: «Немного утрируя, я мог бы сказать, что власть не интересует меня как самостоятельный вопрос (…) Я не разрабатываю теории власти. Я работаю над историей того, как, в каждый данный момент, устанавливается отражение себя самим собой, и связанное с этим установление истины».

В послесловии к книге Хуберта Дрейфуса и Пола Рабинова «Мишель Фуко: за пределами структурализма и герменевтики» Фуко дает ретроспективный обзор своего творчества и представляет историю различных способов, при помощи которых люди становятся субъектом в нашей культуре, как основное содержание своих трудов.

Понятие субъекта наполнено у Фуко различным содержанием. Во-первых, оно означает субъекта действующего (актера на сцене истории). Но важнее субъект в значении кого-либо, подвергающегося/подчиняющегося заданному порядку и власти, и субъект в смысле «я» или «сам», являющийся предметом эмпирического наблюдения и интроспекции.

Фуко выделяет три решающих исторических процесса, посредством которых человек создал себя как объект познания, и таким образом, сформировал себя как субъект. Во-первых, это произошло благодаря применению новых методов исследования (эмпирическое наблюдение) и построению нового знания, удостоенного статуса науки, то есть тех наук, областью познания в которых является человек и его поведение.

Во-вторых, это произошло через посредство того, что Фуко называет «практикой разделения». Посредством установления ограничений и исключений, некоторые субъекты отделяются от других субъектов, и за этим социальным разделительным процессом следует внутреннее самоизменение.

В-третьих и последних, это происходит посредством различного рода саморегулирующей техники, что ведет к тому, что люди сами изменяют себя в добровольном и активном поведении. По Фуко, субъект конституируется в своих отношениях с социальной практикой, в своих отношениях с другими субъектами и в своих отношениях с собственным существованием.

Субъект —  это исторически и культурно зависимый продукт. История субъекта — это рассказ о происхождении современного человека, считает Фуко, и это рассказ, предусматривающий выполнение двух основных условий: определенного рода знаний и определенных форм властных отношений.

И не в малой степени — взаимозависимости между этим знанием и этой властью. Работы Фуко и строятся вокруг этого треугольника — субъект, знание и власть. Однако мы должны заглядывать и далее в будущее и посмотрим, как он постепенно вынужден отказаться от своей фиксации на отнесении рождения современного человека за счет Просвещения как исторического события, и вместо этого пытается найти корни сознающего себя субъекта в более отдаленных исторических эпохах.

Но давайте теперь вместе •с Фуко проделаем несколько экскурсов в историю, чтобы добиться лучшего понимания содержания указанного треугольника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)