Структурирование земельного рынка, земельным законодательством

На возможность определения рыночной стоимости в отношении земельных участком, правовые аспекты влияют в двух сферах.

Интересно
Во-первых, законодательством установлено деление земель на категории и запрет на изменение целевого назначения земель при их отчуждении, а нарушение данного принципа может повлечь изъятие земельного участка в установленном законом порядке. Данный факт структурирует рынок земель по их целевому назначению.

В отношении некоторых категорий земли, таких как, например, земли энергетики или иного специального назначения, данное положение, фактически, приводит к невозможности определения рыночной стоимости в их отношении из-за практического отсутствия сделок с подобными землями и их невозможностью самостоятельно приносить доход. Фактически, рыночную стоимость, возможно определить лишь в отношении земель поселений и земель сельскохозяйственного назначения.

Во-вторых, государственно-правовым регулированием обозначены виды земель изъятые из оборота (которые не могут быть объектами оценки) и ограниченными в гражданском обороте (в отношении которых не возможно определение рыночной стоимости).

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий, не изъятые из оборота;
  • в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не изъятые из оборота;
  • земли, не изъятые из оборота в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • предоставленные для нужд связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 20 ЗК Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, что также говорит о невозможности определения в отношении данного права рыночной стоимости.

Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Кроме того, законодательством накладываются ограничения на использование загрязненных земель (согласно ст.14 ЗК РФ).

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)