Обязательность проведения оценки при вовлечении в сделку публичных объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.

Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики.

Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему имущественного оборота. Этим, в частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в Гражданском кодексе и в других общих актах гражданского законодательства.

Проводимая в России приватизация государственного и муниципального имущества стала одним из главных направлений экономических преобразований, направленных на отказ от господствующей роли государства в экономике.

Приватизация государственного и муниципального имущества преследовала следующие основные цели:

  • политическую – появление слоя собственников;
  • экономическую – создание конкурентоспособных товаропроизводителей;
  • фискальную – дополнительный источник доходов бюджетов (либо снятие с них части расходов по содержанию, например, жилищного фонда);
  • социальную – соблюдение интересов населения (общества) при разделе государственного имущества.

В соответствии со ст. 217 ГК порядок приватизации должен устанавливаться специальными законами, а общие правила о приобретении и прекращении права собственности применяются здесь лишь в той мере, в какой соответствующие отношения не урегулированы указанными законами.

Порядок приватизации определяет лишь процедуру (способы) приватизации, но не ее объекты. Последние устанавливают соответствующие публичные собственники, руководствуясь своими интересами и нормативными актами.

В 1997 г. был принят и введен в действие новый Закон о приватизации

Однако к этому времени массовая приватизация публичного имущества, прежде всего государственных предприятии, была завершена. Порожденные ею новые правоотношения и споры квалифицируются и разрешаются по нормам ранее действовавшего законодательства о приватизации. Последнее, таким образом, также необходимо учитывать при изучении правового регулирования приватизации.

Впервые законодатель употребил термин “приватизация” в Законе Российской Федерации от 31.10.90 № 293-1 “Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР”. Однако в данном случае использование этого понятия осталось на уровне словоупотребления.

Юридический смысл приватизации в этом законе не раскрывался.

Первый подход к юридическому оформлению понятия приватизации законодатель предпринял в тот момент, когда еще существовал Союз ССР. После длительных парламентских дебатов был принят Закон СССР “Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий”.

Необходимо отметить, что на первом этапе законодательного оформления понятия приватизации в терминологический оборот было введено две дефиниции – “разгосударствление” и “приватизация”.

Поскольку законодатель не дал четкого определения этих понятий, некоторое время в науке дебатировался вопрос о соотношении разгосударствления и приватизации.

Спектр мнений был от идентификации этих понятий до признания различного режима этих процессов в зависимости от того каким субъектам будет передано государственное имущество – трудовым коллективам или отдельным лицам.

Легальное (законодательное) понятие приватизации введено Законом РСФСР «О собственности в РСФСР»68 гласно статье 25 которого предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, на в государственной или муниципальной собственности может быть отчуждено в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР, и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Однако данное определение, хотя и схватывало суть выражаемого им понятия (передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц), все же имело самый общий характер и требовало своего качественного развития на законотворческом уровне.

Дальнейшее развитие законодательное определение приватизации получило в Законе Российской Федерации от 03.07.91 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской федерации”, в соответствии с которым под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решениюорганов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (статья 1 Закона о приватизации 1991 года).

В тоже время гораздо более удачная и лаконичная дефиниция приватизации дана в Законе Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (конечно, с учетом специфики регулируемых им отношений): приватизация жилья – бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде, а для граждан, забронировавших жилые помещения – по месту бронирования жилых помещений.

Интересно
С принятием Закона Российской Федерации от 21.07.97 № 123 — ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” можно говорить о новом этапе законодательного регулирования приватизации.

Закон о приватизации 1997 года дает гораздо более четкое и лаконичное определение приватизации, под которой понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Данная дефиниция использует трехчленную формулу, элементами которой являются субъекты (продавцы и приобретатели), объект (имущество) и процесс (возмездное отчуждение).

Ключевым понятием данного определения, как мы видим, является термин “возмездное отчуждение”, то есть законодатель несколько видоизменил формулу Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором предусматривалась “просто” передача имущества.

Однако формулировка Закона о приватизации 1997 года нисколько не умаляет законоположение статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку последнее содержит отсылку к законодательству о приватизации по урегулированию порядка приватизации.

Понятие отчуждения является одним из ключевых понятий гражданского права, которое регулирует отношения по возмездной передаче имущества, а также порядок приобретения и прекращения права собственности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что генетически приватизация является цивилистическим институтом, поскольку предполагает возмездное отчуждение имущества, то есть сферу регулирования гражданского права.

Однако законодатель вывел приватизационное законодательство из сферы гражданского права. В частности, согласно уже упоминавшейся статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные гражданским кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, при — меняются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Другой нормой — пунктом 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Таким образом законодатель зафиксировал приватизацию как возмездный акт, установив фискальный элемент в правовой статус приватизации государственного, муниципального имущества и имущества субъектов федерации.

Принятием Закона о приватизации 1997 года законодатель выразил свою приверженность концепции регулирования приватизации не комплексно, но по отдельным направлениям:

  • приватизация государственных и муниципальных предприятий;
  • приватизация земли и природных ресурсов;
  • приватизация государственного и муниципального жилищного фонда;
  • приватизация объектов социального и культурного наследия, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов.

Именно после 1997 года с принятием нового Закона о приватизации, она стала нести более или менее выраженную фискальную функцию и стала отдельной строкой доходов федерального и других бюджетов. Приватизационный же процесс начала реформ в России такого характера практически не имел, так как носил собой цель создания слоя частных собственников в России, а не перераспределения частных средств в бюджеты взамен передачи публичной собственности.

Приватизация предприятий путём преобразования в акционерные общества, чековая приватизация не приносили доход бюджетам, когда как продажа предприятий с аукционов и конкурсов носит ярко выраженный фискальный характер и является важнейшим правовым инструментом политики пополнения бюджета.

Аренда государственного имущества регулируются положениями о договоре аренды, зафиксированными в Гражданском Кодексе РФ. По данному договору арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Полученные арендатором в процессе использования объекта аренды плоды, продукция и доходы становятся его собственностью.

Аренда как договорной тип регулируется ГК: ст.606-625 посвящены общим положениям об аренде, а последующие статьи — отдельным видам и разновидностям договора-аренды, таким как прокат (ст.626-631), аренда транспортных средств с экипажем (ст.632-641) и без экипажа (ст.642-649), аренда зданий и сооружений (ст.650-655), аренда предприятий (ст.656-664) и финансовая аренда (лизинг) — ст.665-670.

Нормы ст.606-625 ГК применяются к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества, если иное не установлено правилами ГК об договорах

Предметом договора является предоставление арендодателем имущества во временное владение и пользование или временное пользование за плату арендатору.

Объектами аренды служат непотребляемые вещи, не теряющие своих натуральных свойств в процессе их использования: земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы (мастерские и т.п.), здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи.

Специфический вид аренды представляет аренда предприятия. К данной аренде (ст.656-664 ГК) субсидиарно применяются правила статей 650-655 ГК. По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для предпринимательской деятельности, арендодатель обязан предоставить арендатору за плату все элементы данного комплекса — как недвижимые, так и движимые, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, другие основные средства, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства.

Передаче (по акту) подлежат также входящие в состав предприятия имущественные права, включая исключительные права на средства индивидуализации (фирменные наименование, товарные знаки и др.) и другие (патентные, авторские, смежные) исключительные права.

После передачи предприятия в аренду арендодатель и арендатор несут солидарную ответственность по долгам, переведенным на арендатора без согласия кредитора.

При использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога.

Интересно
Правоотношения залога регулируется соответствующей частью обязательственного права (частью 2 ГК). Данные правоотношения также регулируются соответствующими положениями о договоре залога, также существует Закон «О залоге», который наиболее детально регламентирует данные правоотношения.

При продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

Договоры переуступки прав требования также подпадают под сферу гражданско-правового регулирования и описаны в соответствующей части обязательственного права (Часть 2 ГК).

При передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.

Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством в части, посвященной юридическим лицам, а также законами и иными правовыми актами, посвященными юридическим лицам в части регулирования уставных капиталов и фондов (напр. ФЗ «Об акционерных обществах»).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)