Структура и состав современного культурологического знания

Для того чтобы стать наукой, культурология прежде всего должна была вычленить свой предмет исследования, т. е. определить специфику и сферу своей деятельности, осознать собственные цели и круг решаемых проблем и тем самым осмыслить свое предназначение в системе научного знания.

Основными компонентами предмета культурологии являются:

  • онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;
  • гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;
  • морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания и трансляции социального опыта;
  • культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации;
  • антропология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия;
  • социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;
  • историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;
  • прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов.

Предметная область культурологии определяется в зависимости от целей культурологического познания. Цели и задачи культурологии как специальной области знания, очевидно, следует определять путем моделирования самой структуры культурологической науки. В этом случае имеет место разделение культурологии на фундаментальную и прикладную.

Целью фундаментальной культурологии является теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования. Эта область культурологии изучает культурные процессы и явления, возникающие и функционирующие по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

Она, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования культурного наследия.

Дифференциация культурологического знания происходит также по двум направлениям: теоретическому и историческому.

К теоретическому направлению относят философию культуры, социологию культуры, психологию культуры, семиотику культуры, культурную антропологию и т. д. Философия культуры может быть определена как общая теория культуры. Основной задачей философии культуры является осознание, осмысление и объяснение культуры через ее наиболее общие и существенные черты.

В ее предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Философия культуры дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношение с цивилизацией и другими явлениями. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т. д.

Социология культуры исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур — массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной. Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция на них тех или иных слоев общества.

К социологии культуры тесно примыкает психология культуры, в которой в последнее время просматривается тенденция выделиться в самостоятельную научную дисциплину. Ее предмет составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.

В последние годы широкое распространение получили структурно семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические и некоторые другие методы.

В западных странах широкое распространение получила этническая, или этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых архаических народов.

Главная задача исторического направления — дать конкретное знание о той или иной культуре. Ее предметом может быть мировая, национальная или региональная культура, а также какая-либо историческая эпоха, например, эпоха Возрождения.

История культуры не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники или имена авторов и творцов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)