Стратегии складирования

В практике распределения фирма может использовать одну из трех стратегий складирования или их комбинацию.

Собственный склад

Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости склада, при этом именно стабильность имеет первостепенное значение.

Другой определяющий фактор — наличие собственного склада делает компанию в глазах ее клиентов более надежным поставщиком, гарантирующим высокое качество обслуживания.

Третий фактор — на собственных складах возможна гибкая политика в оказании услуг, обеспечение необходимых и даже специальных условий хранения и контроля над товарными запасами, легче корректировать стратегию сбыта.

Кроме того, к факторам, определяющим желательность наличия собственного склада, можно отнести:

  • высокую концентрацию клиентов и их увеличивающиеся требования к качеству обслуживания;
  • меняющуюся стратегию сбыта компании;
  • продажу товаров, требующих специальных условий хранения (температура, влажность и т.д.);
  • широкий ассортимент реализуемых товаров;
  • сложность заказов клиентов, большое число товарных позиций в заказах, особенно требующих штучной отборки;
  • высокий уровень конкуренции на рынке.

Преимущества собственного складирования заключаются в следующем:

  • обеспечение высокой степени контроля над процессом складской грузопереработки;
  • осуществление любого уровня комплектации заказов;
  • снижение общих затрат на складскую переработку при увеличении товарооборота и повышение оборачиваемости товарных запасов;
  • поддержание имиджа устойчивости и стабильности компании перед покупателями;
  • быстрая адаптация к внезапным колебаниям спроса и обслуживания клиентов;
  • обеспечение особых условий хранения товаров и их дополнительной подготовке к продаже.

Однако наличие собственного склада вещь довольно затратная, которая должна окупаться в обозримой перспективе.

Главное условия для достижения окупаемости — наличие стабильных и высоких продаж товаров.

Если компания решает иметь собственный склад, то ей следует ориентироваться на строительство современного склада, который бы отвечал всем потребностям компании. Высокие финансовые и временные затраты на строительство склада окупятся за счет высокой эффективности складских операций.

Аренда склада

Основные предпосылки использования данной стратегии складирования:

  • отсутствие финансовых средств, необходимых для приобретения или строительства собственного склада;
  • выход на принципиально новые рынки сбыта, или оставление старых регионов продаж;
  • узкий ассортимент реализуемых товаров;
  • ограниченное число клиентов компании и их географическая близость к компании;
  • нестабильный (сезонный) характер спроса на товары, ограниченный объем продаж.

Использование складских услуг логистических посредников (провайдеров). В отличие от аренды складов, где компании арендует складскую площадь, на которой впоследствии и осуществляет деятельность собственными силами, в этом случае речь идет скорее о приобретении определенного количества складских услуг, которые выполняются силами логистических посредников.

Стратегия складирования товарных запасов на складах логистических посредников выгодна компаниям при следующих условиях:

  • при выходе на новые рынки сбыта;
  • на начальных этапах деятельности компании, когда объемы продаж неочевидны;
  • при реализации сезонных товаров и ориентированных на определенный сегмент рынка;
  • при низком объеме продаж и нестабильном спросе товаров с высокой стоимостью.

Кроме того, побудительными моментами в пользу использования услуг логистических посредников могут выступать:

  • возможность оперативного изменения объема заказанных складских услуг в зависимости от уровня спроса на товары;
  • логистические операторы могут предоставить фирме выгодные условия на грузопереработку для максимального использования всей складской площади, оборудования и персонала;
  • грузопереработка на складах операторов осуществляется с использованием современных складских технологий.

Логистические посредники могут оказывать ряд складских услуг, а могут предоставлять весь комплекс складских операций, включающих в себя, в частности:

  • грузопереработку, хранение и распределение по видам товаров;
  • предоставление информации об имеющихся товарных запасах;
  • хранение транзитных грузов;
  • физическое перемещение товаров в пределах склада;
  • упаковку, маркировку и сортировку товаров;
  • пакетирование и обвязывание грузов;
  • консолидацию и разукрупнение партий товаров;
  • комплектацию заказов по заявкам клиентов;
  • оформление и доставку сопроводительных документов;
  • предоставление автотранспорта для доставки заказов клиентам;
  • распределение грузовых потоков;
  • оказание дополнительных услуг.

Кроме услуг, указанных выше, логистические операторы (провайдеры) могут оказывать и ряд особых складских услуг, перечень которых определяется в основном спецификой размещенной на складе товарной группы.

Одежда, белье и обувь. Особенность данной товарной группы заключается в том, что она может включать в себя тысячи наименований товаров, различающихся размерами, расцветками, коллекциями и сезонами.

Для данных товаров актуальна стопроцентная приемка товаров по количеству и качеству и поштучная комплектация. Очень востребована у логистических посредников операция стикеровки, в частности нанесение на товар информации на русском языке. Кроме того, часто данные товарные позиции необходимо сопровождать магнитными датчиками для защиты от воровства в процессе хранения, транспортировки и продажи уже в розничных торговых точках.

Также на логистического провайдера могут быть возложены обязанности по формированию коллекций одежды или обуви, и отправки сборных грузов в другие регионы страны.

Косметика и парфюмерия. Данная группа с точки зрения складской обработки во многом похожа на группу одежда и обувь. Здесь также логистическому провайдеру приходится иметь дело с несколькими тысячами различных наименований товаров, различающихся цветами, ароматами, размерами товаров.

Востребованные складские услуги — поштучная приемка, комплектация заказов, стикеровка русскоязычными стикерами и штрихкодами. Также для данной группы товаров актуально формирование коллекций и отгрузка в регионы.

Кроме того, парфюмерные и косметические товары необходимо сопровождать соответствующей рекламной продукцией.

Продукты питания. Грузопереработка данной товарной группы потребует от логистического оператора соблюдения сроков годности продовольственных товаров, а также повышенного внимания к санитарному состоянию складских помещений. Для многих из продовольственных товаров оператор должен будет соблюдать специальные условия хранения и товарного соседства.

Могут оказаться востребованными складские услуги по предпродажной подготовке товаров, включающей в себя микширование вкусов, упаковку и переупаковку, стикеровку, маркировку товаров или товарных единиц. Отгрузка продовольственных товаров должна сопровождаться и комплексом сопроводительных документов.

Товары для дома и сада. Рассматриваемая товарная группа характеризуется ярко выраженной сезонностью продаж, пик которых приходится обычно на март — октябрь года. Товары различаются размерами — от самых маленьких (пакеты семян) до крупногабаритных товарных позиций (садовая мебель и техника), а также различными и нестандартными видами упаковки.

Ассортимент товаров достаточно широк и может включать даже десятки тысяч наименований, но, как правило, объемы хранения отдельных товарных позиций относительно малы. Для этой группы товаров также актуальны услуги по стикеровке товаров, комплектация сборных заказов и отгрузка в регионы.

Так как спрос на товары сезонный, то по окончания его на логистического оператора может возлагаться обязанность по возврату непроданных за сезон товаров из магазинов. Данная операция достаточно трудоемка и сложна для логи-

Бытовая техника и электроника. Здесь от логистического провайдера могут потребоваться различные услуги для крупной и мелкой бытовой техники.

Интересно
Для крупной техники используются в основном только ручные погрузочно-разгрузочные работы. Для этой товарной группы желательно оснащать складские помещения системами видеонаблюдения для минимизации возможных потерь от хищений. Логистический оператор зачастую должен сопровождать данные товарные позиции гарантийными обязательствами и инструкциями по эксплуатации. Еще одна специфическая услуга — контроль над серийными номерами отгружаемых товаров для обеспечения возврата товаров по гарантии.

Иногда на логистического оператора могут возлагаться обязательства по сервисному обслуживанию продаваемых товаров (ремонт, снабжение запасными частями и т.д.). Данная услуга, конечно, предоставляется оператором только при наличии у него соответствующей материальной базы и квалифицированного сервисного персонала.

Стратегия аутсорсинга складских услуг привлекательна для владельцев товаров по следующим причинам:

  • перенос финансовых рисков от складирования на логистического оператора;
  • мобильность в потребностях складских мощностей при изменении объемов реализации товаров;
  • расширение границ потенциального рынка за счет складской сети логистических операторов;
  • отсутствие значительных единовременных инвестиций с создание собственной складской сети и постоянных текущих затрат на поддержание ее эффективной работы;
  • передача основных логистических функций по обработке и выполнению заказов операторам;
  • снятие проблем самостоятельной грузопереработки и поиска складского персонала;
  • возможность концентрации всех финансовых и организационных возможностей фирмы на основном бизнесе.

В последнее время широко стала использоваться классификация складских помещений Swiss Realty Group, которая предполагает деление складов на группы А, В, C в зависимости от их конструкции, месторасположения, размеров помещений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)