Стратегии развития торговых сетей франчайзинг

Избранные торговыми компаниями России модели бизнеса предполагают улучшение качества обслуживания, рост привлекательности всех форматов за счет лучших цен в своих сегментах, расширение предложения товаров, в особенности свежих продуктов и др. Российский рынок ритейла, предлагая широкие возможности, позволяет торговым компаниям реализовывать масштабные планы развития бизнеса, выбирая тот или иной путь.

На определенных этапах своего развития торговыми сетями используются различные варианты расширения своего бизнеса:

  • слияние и поглощение бизнеса;
  • использование модели франчайзинга;
  • новое строительство торговых объектов своими силами (за счет собственных или заемных средств).

На примере X5 Retail Group можно проследить использование всех способов развития торговой сети. В 2006 г. произошло слияние «Пятерочки» и «Перекрестка», компания была переименована в X5 Retail Group N.V.

В 2008 г. была приобретена сеть гипермаркетов «Карусель», а в 2010 г. – сеть дискаунтеров «Копейка». С 2011 года «Пятерочка» начала тестирование схемы обратного франчайзинга, что позволило теперь ее активно внедрять.

Стратегии развития торговых сетей франчайзинг

Прямой франчайзинг, при котором Х5 дает партнеру бренд и товар по договору поставки, а с него получает роялти, не приносит сети большого дохода (за 2-й квартал 2013 г. – не более 10 млн долл. при чистой выручке 4,22 млрд долл.). К началу октября 2013 г. по такой модели работало 286 магазинов «Пятерочка».

Обратный франчайзинг, при котором Х5 дает бренд, поставляет товар, забирает выручку, а партнеру платит агентскую комиссию, дал компании 50 млн долл. По этой модели в 2013 г. работали 41 «Пятерочка» и 8 супермаркетов «Перекресток».

В дальнейшем X5 планирует ежегодно удваивать количество магазинов, работающих по схеме обратного франчайзинга. Чтобы повысить привлекательность своей франшизы, Х5 в 2013 г. повысила агентскую комиссию: в Москве она составляет 17,5% выручки, по России – 16-17,5%16.

Ритейлер Merto Cash & Carry реализует франчайзинговый проект под брендом «Фасоль» в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-наДону и в Калуге (летом 2014 г. открыт первый магазин).

Клиенты франчайзингового проекта Merto Cash & Carry освобождены от выплаты роялти и паушальных взносов, но должны соблюдать ряд требований, связанных с ассортиментом: наличие 250 артикулов различных товарных категорий и постоянный ассортимент товаров под собственными торговыми марками Metro.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)