Стратегический менеджмент организации

Стратегический менеджмент чаще всего определяется как функция управления, объектом которой выступают долгосрочные цели и действия, направленные на их достижение. Этот термин начал получать активное распространение, начиная с 60-х гг. XX века.

В качестве «пионеров» стратегической управления как науки традиционно называют И. Ансоффа, П. Друкера, А. Чандлера и др. зарубежных авторов.

В качестве предпосылок для развития и использования стратегического менеджмента в современных условиях называют:

  • изменчивость рыночной среды, приводящая к резким изменениям тенденций развития и к смене отраслевых лидеров;
  • глобальная конкуренция, возрастающая по мере развития информационных технологий;
  • конвергенция технологий и размывание отраслевых и национальных границ;
  • расширение предложения и кастомизация продуктов с учетом индивидуальных потребностей клиентов и др.

В качестве принципов стратегического менеджмента принято выделять:

  • целенаправленность, т.е. решения, принимаемые в рамках стратегического менеджмента, всегда направлены на достижение определенных целей;
  • единство планов и задач – стратегический менеджмент формирует основу для согласованности управленческих решений на всех уровнях организации и обеспечивает взаимосвязанность действий отдельных структурных подразделений;
  • гибкость – стратегический менеджмент предполагает возможность корректировки и адаптации ранее принятых решений к изменяющимся условиям их реализации;
  • научность – в основе стратегического менеджмента лежат научно обоснованные подходы, методы, модели и инструменты принятия и реализации управленческих решений;
  • реализуемость – стратегический менеджмент носит практически ориентированную направленность и ориентирован не только на выработку, но и на внедрение принимаемых решений, возможность оценки результатов и контроля.

В качестве основных функций стратегического менеджмента выделяют: планирование, организацию исполнения, координацию и мотивацию, а также контроль.

Функция стратегического планирования, как правило, включает «предплановый» стратегический анализ, формулирование миссии, видения и стратегических направлений развития, формирование планов внедрения.

Конечным итогом стратегического планирования является стратегия организации

Организация исполнения стратегии касается подготовки организационной структуры для решения стратегических задач, распределение прав и обязанностей внутри этой структуры, регламентация правил и процедур осуществления ключевых процессов, каскадирование системы показателей результата.

Координация и мотивация – эта функция стратегического менеджмента, обеспечивающая единое направления приложения усилий сотрудников и учет их интересов и потребностей при принятии и реализации стратегических решений.

Стратегический контроль позволяет осуществлять проверку качества принимаемых стратегических решений (предварительный контроль), своевременное измерение и оценку результатов реализации стратегий (текущий контроль) и выявление причин отклонений от запланированных целей с определением мер по их устранению в будущем (последующий контроль).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)