Технологии разработки управленческих решений в социальной сфере
Социальное управление основывается па технологиях. Технологии социального управления – приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления, которые состоят из информационных, вычислительных, организационных, логических операций, выполняемых руководителем и специалистами различного профиля по определенному, утвержденному, принятому алгоритму.
Технологии социального управления классифицируются:
- линейная технология управления, которая характеризуется строгой последовательностью отдельных управленческих фаз, вытекающих друг из друга и меняющихся в соответствии с заранее намеченным планом;
- ситуационное управление – оперативное управление, заключающееся в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся ситуацией;
- управление по отклонениям, исходящее из того, что незначительное отклонение не требует корректировки деятельности, преодоление незначительных отклонений возможно силами самих исполнителей, вмешательство руководителя происходит лишь при значительной величине отклонения;
- управление по результатам – заключается в том, что в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей фазе происходит уточнение последующих управленческих действий;
- управление по целям предусматривает предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения (простое целевое управление, программно-целевое управление, регламентное управление).
Процессы принятия решений охватывают практически все области человеческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления. Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической (станки, оборудование, компьютер и др., имеющие инструкции для пользователя), биологической (флора, фауна планеты, биологические подсистемы), социальной, характеризующейся пребыванием человека в окружении взаимосвязанных элементов.
Решение может быть направлено па достижение единичных результатов, на постоянно идущие процессы, на поддержание или развитие идущих процессов, на прекращение или недопущение какой-либо деятельности.
Управленческое решение (УР) – творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы.
Термин “управленческое решение” употребляется в двух основных значениях:
- как процесс – поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация;
- как явление – план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.
Принятие управленческих решений – важнейшая функция, выполняемая руководителем в процессе управления с помощью: технологий, методов принятия решений. Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации, творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в процессе управления.
Социальная сущность УР проявляется в цели. Приоритетом при разработке решений должно быть создание комфортной рабочей обстановки, всестороннее развитие личности в профессиональном и общекультурном плане, развитие системы участия в управлении. Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает способы воздействия на людей с целью согласования их деятельности. Для успешного воздействия на подчиненных, руководитель должен четко представлять их интересы и потребности, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги, неформальную структуру рабочих групп.
Организационная сущность УР состоит в том, что в процессе разработки и реализации управленческого решения участвуют работники организации. Для организации эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать должностные инструкции и положения, наделить сотрудников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, обеспечить систему контроля, предоставить необходимые ресурсы и технические средства, постоянно координировать работу.
Правовая сущность УР проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации. Нарушение законодательства в процессе разработки и реализации УР может привести к его отмене, а также быть предметом рассмотрения в суде.
Вся организация может понести ощутимые потери, если уже разработанное решение будет отменено, так как уже были потрачены ресурсы и необходимо будет потратить дополнительные средства на новую разработку. За незаконно реализованное решение может быть наложен штраф или начато уголовное преследование кого-либо из инициаторов. Незнание законодательства не освобождает от ответственности, чтобы избежать подобных ситуаций, во многих организациях проводятся правовые экспертизы УР.
Глобальная цель управления социальной системой – это максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, коллектива, общества. Например, стратегической долгосрочной целью управления социально-экономическим развитием муниципального образования является повышение качества жизни населения.
Глобальная цель может включать технократические, социальные и экономические цели.
К технократическим целям относятся технические, технологические цели, достижение которых основано на формализованных подходах и алгоритмах.
К социальным целям – обеспечение социальной справедливости, регулирование занятости и трудовых отношений, решение жилищных проблем, социальная поддержка отдельных групп населения, охрана окружающей среды и здоровья населения, создание условий для профессионального и общекультурного развития личности, развитие физической культуры и спорта.
К экономическим целям – рациональное использование земли и природных ресурсов, эффективное управление муниципальными финансами и имуществом, обеспечение налогового, ценового и тарифного регулирования, налаживание внешних экономических связей.
Иногда разработчики недостаточно четко представляют себе объект, па который направлено решение, или используют устаревшую, недостоверную или неполную информацию.
Управленческие решения строятся на принципах:
- субъективности (принимается субъектом);
- предметности (имеет содержание);
- системности (включает правовой, психологический, социальный, политический и другие аспекты);
- абстрактности (с одной стороны, решение – обдуманно, а с другой – идеально, так как направлено на неизвестное будущее).
Управленческие решения включают аспекты:
- психологический (логико-мыслительная деятельность субъекта, направленная на разрешение проблем организации);
- информационный – успешное принятие решения возможно только при достоверной информации;
- юридический – основан на законодательстве;
- организационный – предполагает осуществление определенных действий, направленных на разработку и реализацию решения (обсуждение проблемы, инструктаж коллектива, мотивация, контроль);
- экономический – для разработки и реализации УР требуются материальные и финансовые ресурсы;
- социальный – в процессе разработки и реализации УР должны быть учтены потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги;
- технологический – обеспечение персонала, участвующего в разработке и реализации УР техническими, информационными ресурсами.
На принятие УР влияют следующие факторы.
- Объективные (не зависят от субъекта):
- микроокружение – поставщики, конкуренты, потребители;
- макроокружение – политическое и экономическое положение в стране (международная обстановка, экология, состояние научно-технического прогресса, социальные, культурные, религиозные особенности рынка).
- Субъективные (связаны с лицом, принимающим решение: инновационные способности субъекта, способность творчески мыслить, оценивать ситуацию, решаться на разумный риск, способность к логическому мышлению и анализу поступающей информации, личностные черты субъекта).
К признакам УР относятся:
- цели (субъект должен руководствоваться потребностями коллектива);
- методы достижения (разделение труда между участниками процесса, координация усилий);
- последствия (УР влечет последствия для организации);
- разделение труда между участниками процесса;
- профессионализм.
Управленческие решения можно классифицировать по:
- содержанию: политические, экономические, технические, технологические;
- форме: письменные, устные, решения, принимаемые в автоматизированных системах (кодирование, табуляграммы, перфокарты);
- признаку управленческих решений – решения функции планирования, функции организационной деятельности, функции мотивации, функции контроля;
- времени действия: длительного действия (стратегическое), среднесрочные, кратковременные, разовые;
- числу влияющих на решение субъектов: один субъект (решения организации, органа власти), два и более субъектов (конкурентные решения), один субъект и природа решения (адаптирующие решения);
- соответствию с прогнозной эффективностью: ординарные – неэффективные, синергеческие – эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта резко возрастает, асинергические – снижение эффективности системы;
- степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений: решения реализуются быстро, решения принимаются в течение этапа, решения, которые не имеют ограничений по времени принятия;
- признаку состава и сложности реализации: простые, реализуемые при выполнении одного действия, сложные (процессные);
- признаку и характеру учета и не учета изменения условий реализации решений: гибкие (различные варианты действий), жесткие решения (единственно возможные);
- времени наступления последствий для объекта управления и среды: стратегические (способствуют адаптации организации к изменениям внешней среды), перспективные, текущие (принимаются на разных этапах), оперативные (принимаются в отношении конкретного элемента), стабилизационные.
Управленческие решения фиксируются в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами.
К формам разработки управленческих решений относятся:
- Конституция;
- закон;
- указы Президента (нормативные, ненормативные);
- постановления (правительства);
- указание (реализуется в форме наставления, разъяснения);
- акт – решение широкого круга (передача чего-либо);
- приказ (письменный, устный) решение руководителя, обязательный для исполнения;
- распоряжение – решение руководителя (касается вопросов организации труда, техники безопасности);
- протокол – решение об утверждении каких-либо событий;
- инструкция – решение, установленный порядок, способ выполнения каких-либо действий;
- договор – решение о проведении совместной работы с указанием прав и обязанностей сторон;
- соглашение – решение, формулирующее общие благоприятные условия для совместной деятельности;
- план – решение, отражающее цели, задачи деятельности, средства, методы, время их реализации;
- контракт – решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей;
- оферта – решение коммерческого характера, заключение сделки на указанных условиях (одна из сторон контракта);
- акцент – решение о приеме предложения о заключении сделки па предложенных в оферте условиях;
- положение – решение, представляющее набор правил, инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность;
- правила – решения, учитывающие традиции организации (правило внутреннего распорядка).
К формам реализации управленческих решений относятся:
- предписание – официальное извещение должностному лицу об обязательном выполнении решения в срок;
- убеждение, деловая беседа, разъяснение;
- предупреждение, наставление;
- личный пример;
- обучение, совет, деловая игра;
- совещание, заседание;
- отчет (устный или письменный) и др.
Разработка управленческих решений в социальной сфере основана на технологиях.
Технологии разработки и принятия управленческих решений в социальной сфере представляют собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения и контроль за его исполнением.
- Особенности исследования ролей в организации
- Ролевая концепция Г. Минцберга
- Лидерский континуум Р. Тенненбаума и В. Шмидта и теория эффективного лидерства Ф. Фидлера
- Стиль руководства и эксперимент Курта Левина
- Содержание беседы и условия ее эффективности
- Зарубежные методики стимулирования персонала социальных учреждений
- Измерение как альфа и омега управления
- Форматы измерений
- Измерение мотивации и стимулирования персонала
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу