Становление современной организации власти в Швейцарии

Швейцария – государство в Центральной Европе. Территория – 41,3 тыс. кв. км. Население 7,8 млн. человек (2012 г.). Доля городского населения – 60%. Официальные языки – немецкий (говорят 65% населения), французский (18,4%), итальянский (9,8%) и ретороманский (0,8%).

Верующие в основном католики и протестанты, но есть представители и многих других конфессий. Столица – г. Берн, в то же время федеральные судебные органы находятся в Лозанне.

С X века территория Швейцарии находилась под властью “Священной Римской империи”. Отстаивая свою независимость от австрийских правителей Габсбургов, швейцарские лесные кантоны Швиц, Ури и Унтервальден 1 августа 1291 года заключили “Вечный союз”, заложивший основы Швейцарской Конфедерации как самостоятельного государства в составе “Священной Римской империи”. В 1499 г. Швейцария получила фактическую независимость от империи, что было формально закреплено Версальским договором 1648 г.

В свое время швейцарские города Женева и Цюрих являлись центрами Реформации. Знала Швейцария и оккупацию. Во времена Наполеона страна была под властью императора, который провозгласил здесь Гельветическую республику.

Имела место в Швейцарии и гражданская война. В 30 – 40-х годах XIX столетия развернулась борьба между радикально настроенными либералами, выступавшими за преобразование устройства государства на федеративных началах, и консервативно настроенными католическими кантонами, объединившимися вокруг кантона Люцерн, заключившими военно-оборонительный пакт и объединившимися в Зондербунд.

Сторонники Зондербунда выступали за сохранение прежней самостоятельности кантонов, противились протестантским настроениями и готовы были обратиться за помощью к иностранным державам.

В конце 1847 года вспыхнула гражданская война, продолжавшаяся недолго и закончившаяся победой сторонников федерализации. В 1848 году была принята новая Конституция Швейцарии, которая закрепляла федеративное устройство. Как отмечается в литературе: “Конституция 1848 года стала компромиссом между католическо-консервативной и протестантско-радикальной частями общества и обеспечила культурное многообразие кантонов”.

Еще после окончания наполеоновских войн Венский конгресс (1814 – 1815 гг.) провозгласил постоянный нейтралитет Швейцарии, который удавалось сохранить во время 1-й и 2-й мировых войн. Ссылаясь на суверенитет, Швейцария долгое время не желала войти в ООН, но на референдуме 2002 года большинство швейцарцев проголосовало за вступление в эту организацию, и Швейцария стала членом ООН.

Конституционная история Швейцарии также богата событиями. Безусловно, актом конституционного значения следует считать договор “О вечном союзе” от 1 августа 1291 года. Общины, заключившие союз “на вечные времена”, обязались оказывать друг другу помощь в борьбе против внешнего врага, для разбора внутренних споров устанавливали систему третейского суда.

Что касается собственно конституций, то в 1789 году Наполеон образовал здесь Гельветическую республику и навязал Конституцию, закреплявшую унитарную форму государственного устройства. Однако сопротивление швейцарского народа, не признавшего и не принявшего чужеродную конституцию, привело к принятию второй наполеоновской – Мальмезонской Конституции (по названию города, где она была принята) 1802 года. Но и эта Конституция была неприемлема для швейцарцев.

Третья по счету, но первая собственно национальная Конституция Швейцарии была принята, как уже было отмечено, в 1848 году. Конституция преобразовывала Союз суверенных государств в федерацию, хотя прежнее название – конфедерация – сохранялось. Эта Конституция закрепила систему федеральных органов государственной власти, которая сохранилась в своих основных чертах до настоящего времени.

В 1874 году была принята еще одна Конституция, которая действовала до вступления в силу в 2000 году новой конституции. Конституция 1874 года, имея сложный порядок внесения поправок, претерпела все же множество изменений (было исключено около десяти статей и добавлено свыше полусотни новых), что затрудняло ее применение. Наряду с этим многие положения, имеющие конституционный характер в большинстве современных стран, не находили отражения в данной конституции. Это, видимо, и вызвало необходимость проведения конституционной реформы, которая осуществлялась без каких-либо трансформаций в соотношении общественных сил современной Швейцарии.

Интересно
Новая Конституция Швейцарии была одобрена парламентом 18 декабря 1998 года и затем вынесена на референдум, который состоялся в апреле 1999 года. Следует отметить, что для принятия решения на референдуме требовалось так называемое “двойное большинство”, т.е. за это решение должны были высказаться более половины участников референдума более чем в половине кантонов. Принятая таким образом Конституция вступила в силу 1 января 2000 года.

Отличительными особенностями новой Конституции является то, что она лучше структурирована, содержит преамбулу, 6 разделов, 13 глав, 196 статей и заключительные положения. Значительно расширены положения, регулирующие права и свободы личности. Более детально урегулированы федеративные отношения, этому посвящено 94 статьи.

По Конституции 1999 года данное государство именуется Швейцарской Конфедерацией, хотя фактически представляет собой федерацию, состоящую из 26 кантонов. Своеобразным является положение о суверенитете кантонов: “Кантоны суверенны; их суверенитет не ограничен Союзной конституцией, и они осуществляют все права, которые не переданы Конфедерации” (ст. 3).

Конституция 1999 года фактически сохранила ту же систему органов государственной власти, которая сложилась еще в соответствии с Конституцией 1848 г.

Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием, состоящим из двух палат: Национального Совета и Совета Кантонов. Палаты равноправны. Совет кантонов является представительным органом субъектов федерации и включает 46 делегатов. 20 кантонов избирают по 2 делегата и 6 – по 1.

Национальный Совет представляет интересы различных политических сил страны. Он состоит из 200 депутатов, избираемых прямыми выборами на основе пропорциональной системы по избирательным округам.

Срок полномочий каждой из палат составляет 4 года. Особенностью статуса членов швейцарского парламента является то, что они совмещают депутатский мандат со своей основной профессиональной деятельностью и не получают за выполнение депутатских обязанностей никакой оплаты, кроме возмещения необходимых расходов.

Исполнительная власть осуществляется Федеральным Советом, состоящим из 7 членов, избираемых Национальным Советом после его переизбрания. В состав правительства входят депутаты от разных кантонов. Главой Федерального Совета является Президент Конфедерации, избираемый Федеральным Собранием из числа членов Федерального Совета на один год.

Следует, однако, отметить, что юридически и фактически функции главы швейцарского государства осуществляет Федеральный Совет, т.е. имеет место коллегиальный глава государства. Каждый член Федерального Совета избирается индивидуально из числа швейцарских граждан, обладающих правом быть избранными в Национальный Совет. Избираются советники на четыре года и не могут быть отозваны в течение всего срока полномочий.

При формировании Федерального Совета с 1959 г. используется так называемая “магическая формула”. От трех партий, получивших большее число голосов на выборах в Национальный Совет, в состав Федерального Совета избираются по два представителя. От партии, занявшей четвертое место по числу голосов избирателей, избирается один представитель.

Долгое время ведущие места в партийной системе Швейцарии занимали три партии: Радикально-демократическая, Социал-демократическая и Христианско-демократическая народная партия. Но в последние годы все большую популярность приобретает Швейцарская народная партия, от которой в состав Федерального совета избирается два представителя.

“Магическая формула” предписывает также недопустимость вхождения в состав Федерального Совета более одного представителя от кантона, а также соблюдение языкового многообразия в стране.

Судебная власть в Швейцарии осуществляется федеральными и кантональными судами. Нормативную основу функционирования судов составляют Конституция Федерации, а также Федеральный закон от 16 декабря 1943 г. “Об организации судебных органов”. Принципы судебной власти в Конституции не сконцентрированы, а разбросаны по различным статьям и главам: запрет чрезвычайных судов (ст. 30), обязательность решений суда (ст. 122).

Судебная система предопределена федеративным устройством государства, поэтому действуют федеральные суды и кантональные. К федеральным судам относятся Федеральный суд (трибунал), Федеральный страховой суд. К кантональным судам относятся суды по уголовным делам, суды по гражданским делам, административные суды.

Во главе всей судебной системы стоит Федеральный суд, статус которого определен Конституцией и Законом 2005 г. Судьи Федерального суда избираются парламентом на 6 лет с возможностью переизбрания. Количественный состав определен в 35 – 45 судей, действующих на постоянной основе, еще до 2/3 от этого числа осуществляют свою деятельность на условиях совместительства. Резиденция Федерального суда находится в Лозанне.

В число полномочий Федерального суда входят и полномочия по осуществлению конституционного контроля.

Статья 189 Конституции устанавливает, что Федеральный суд разрешает:

  • “жалобы на нарушение конституционных прав;
  • жалобы на нарушение автономии общин и других гарантий кантонов в пользу публично-правовых корпораций;
  • жалобы на нарушение государственных договоров или договоров кантонов;
  • публично-правовые споры между Союзом и кантонами или между кантонами”.

В целом же в научной литературе отмечается, что конституционная юстиция в Швейцарии (как и во Франции) выстроена слабее, чем в Германии и других государствах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)