Специфические характеристики игры как феномена культуры и средства социализации личности

Проявлению культуротворческого потенциала личности как субъекта деятельности способствует игра, рассматриваемая как процесс освоения, сохранения, создания и трансляции культурных ценностей человечества (М. Г. Ермолаева, Н.В. Збаровская, В. В. Петрусинский и др.).

В науке понятие игры как ключевого в культурологии стало использоваться после выхода в 1938 году книги «Человек играющий» й. Хейзинги, где автор убедительно доказывает игровой характер культуры. В культурологии игра определяется как универсальная и специфическая форма, имеющая автономный характер относительно других видов человеческой деятельности.

Специфические характеристики игры как феномена культуры по й. Хейзинга:

  • игра – это свободное и добровольное занятие, расширяющее человеческий потенциал, так как предоставляет возможность, перевоплощаясь, экспериментировать, моделировать прошлое, настоящее и будущее; способствует росту внутренней организованности человека; – природа игры символична: с одной стороны, как вид деятельности игра реальна, но в иллюзорном измерении это сфера проявления фантазии, где действует принцип «как будто»; с другой стороны игровой мир, сотворённые фантазией образы, переживаемые эмоции, решаемые в игровом поле проблемы, становятся реальностью;
  • игра интерактивна, сама по себе втягивает человека в совместную деятельность, влечёт в мир чувственный, наглядный, телесный, который обособлен от обыденной жизни границами места и времени;
  • игра имеет свои пространственно-временные ограничения; ей присуща повторяемость с разнообразными модификациями и обособленность игрового пространства, которое может быть материальным и мыслимым, что придаёт игре некоторую таинственность;
  • структурирующим компонентом игры являются правила, регламентирующие игровое поведение, условность игровых отношений, эмоциональность, и являющиеся условием сохранения игры;
  • игра двойственна, так как вместе со структурной упорядоченностью характеризуется неопределённостью и непредсказуемостью, возможностью принятия того или иного решения, результат которого имеет некоторую вероятность достижения поставленной цели;
  • игра рассматривается как феномен культуры, в которой человек обретает свободу; с другой позиции это проявление культуры марионеток, искусства, манипулирования людьми;
  • игра самодостаточна и внеутилитарна, она обращена не на конечный практический результат, а на сам процесс игры (смысл и цель игры содержаться в ней самой, а конкретизация смыслов осуществляется в зависимости от функционального назначения игры);
  • игра полифункциональна, это воспроизведение особенностей различных видов деятельности и как следствие расширение возможностей варьирования условий развития личности.

При выявлении сущности и смысла игры эти характеристики, на наш взгляд, являются основополагающими, знание которых необходимо для понимания отличия игры от её проявлений в различных модусах, в частности, таких как игроизация и псевдоигра.

Под игроизацией принято понимать внедрение эвристических элементов и принципов игры в иные феномены бытия, прагматические жизненные стратегии человека, что позволяет ему эффективно выполнять социальные роли, адаптироваться.

Это также новая формирующаяся парадигма рациональности с теоретико-методологическим инструментарием, позволяющим анализировать современное общество. Многие понятия, принадлежащие парадигме игроизации, указывают на стирание границ между объективной и виртуальной реальностью.

Хотя характер игроизации определяется учёными как конструктивно-вспомогательный по С. А. Кравченко в отличие от псевдоигры, носящей деструктивный характер Л. Т. Ретюнских.

Псевдоигра представляет собой некорректное использование игровой формы как метода конструирования социокультурной реальности в антигуманных целях, оккупирование пространства чужими смыслами, подменяющими реальность и уводящими человека от подлинного бытия.

Отсюда становится очевидным, что игра – сложное явление, имеющее множество смыслов, обусловленных многообразием форм проявлений феномена игры и интегрированных уровней её бытия.

Выделим некоторые особенности и достоинства игры как средства социализации личности:

  • возможность коррекции мировосприятия человека, отражающего ценностное отношение к себе, окружающей жизни, деятельности (Л. В. Загрекова);
  • обеспечение осмысленности деятельности и личностной активности (С. С. Кашлев);
  • расширение границ сознания субъекта игры (Р. Р. Ильясов);
  • возможность получать собственный практический опыт, аналогичный реальному (Я. С. Гинзбург и др.);
  • возможность перехода от предметной деятельности в мир социально ориентированных отношений (Н. К. Ахметов, А. А. Вербицкий, Л. В. Луцевич, Л. П. Павлова, и др.);
  • возможность употребления активной информации (А. П. Панфилова).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)