Средства обучения

Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода — соответствующее лабораторное оборудование, для работы с компьютером — компьютер.

Средства обучения — это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.

К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.

Материализованные средства — это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная).

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами.

Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс).

По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:

  • печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;
  • простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты;
  • технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (флеш-карты, другие гаджеты) и мультимедийные электронные средства (например, презентации, видео-ролики, аудио-материалы).

Аудиальные средства — это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, мобильные телефоны. Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации.

К ним относятся кино-, теле-, видео- и вебкамеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура, мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры — дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений.

К этой группе дидактических средств относится, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры, тесты-тренажеры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет).

Интересно
Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра.

Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшет), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения.

Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:

  • компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);
  • адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания);
  • информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (классная доска, проекционная аппаратура, лабораторное
    оборудование);
  • интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение).

Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)