Средства обучения
Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода — соответствующее лабораторное оборудование, для работы с компьютером — компьютер.
К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.
Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами.
Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс).По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.
К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:
- печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;
- простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты;
- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (флеш-карты, другие гаджеты) и мультимедийные электронные средства (например, презентации, видео-ролики, аудио-материалы).
Аудиальные средства — это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, мобильные телефоны. Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации.
К ним относятся кино-, теле-, видео- и вебкамеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура, мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).
К этой группе дидактических средств относится, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры, тесты-тренажеры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.
Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет).
Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшет), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения.
Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.
- компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени);
- адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания);
- информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (классная доска, проекционная аппаратура, лабораторное
оборудование); - интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение).
Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.
- Профессиональное выгорание и его профилактика
- Психические состояния человека в трудовой деятельности
- Сущность профессионализма
- Психология труда как отрасль психологии
- Управление конфликтом
- Главная формула конфликта
- Лидерство, ролевой конфликт, социальные роли
- Основная динамика и развитие малой группы
- Формальные и неформальные малые группы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу