Средства и методы педагогического воздействия на личность

1. Убеждение — воздействие на разум, чувства и волю с целью формирования желаемых качеств. Виды убеждения: доказательство, внушение или их комбинация. Доказательство обращено к разуму и требует логики и цепочки аргументации. При обращении к чувствам требуется внушение.

Приемы убеждения: беседа, лекция, диспут. В качестве метода мо- жет использоваться пример из подходящей области знаний или из жизни. Сильным убеждающим приемом является личный пример. Можно поразмышлять на тему о разнице в силе воздействия на вас фразы «Делай, как я» и фразы «Делай, как я говорю». Полезно вспомнить о наличии выявленных в психологии барьеров восприятия и о методах их преодоления.

Требования к методам убеждения: высокий авторитет педагога; искренность, доступность и конкретность убеждения; опора на жизненный опыт воспитанников; сочетание убеждения и практического убеждения; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Упражнение — планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел для формирования и развития личности, упражнение (а не повторение) — мать учения.

Виды упражнений: приучение — упражнение для выработки хороших привычек; упражнение в полезной деятельности для выработки привычек в труде и общении; режимные упражнения, когда оптимальный режим, хорошо организованный процесс обеспечивает синхронизацию психо-физиологических реакций с внешними требованиями (срыв режима должен восприниматься как ЧП); специальные упражнения, направленные на выработку и закрепление умений и навыков.

3. Обучение, методы которого зависят от доминирующих средств обучения: словесные, наглядные, практические. В зависимости от дидактических задач методы классифицируются на:

  • методы приобретения новых знаний;
  • методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
  • методы проверки и оценки знаний, умений, навыков.

В зависимости от способов усвоения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину) методы обучения классифицируют на: объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.); репродуктивный метод. Оба эти метода объединяются в группу репродуктивных методов, они базируются на воспроизведении и повторении способа действия по образцу (например, есть наблюдение, что иностранное слово должно встретиться за определенных промежуток времени не менее 20 раз, чтобы быть усвоенным).

Репродуктивные методы формируют основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сравнение и т. п.), но не развивают творчество.

Продуктивные методы направлены на формирование творческого мышления, развитие креативности: быстроты ориентировки в меняющихся обстоятельствах, умения видеть проблему, не бояться новизны, оригинальности и продуктивности мышления, изобретательности, интуиции и т. п.

К группе продуктивных методов относятся: метод проблемного наложения (блинок к продуктивной группе, но скорее это переходный метод); частично-поисковый (эвристический) метод; исследовательский метод. Условием для функционирования продуктивных методой является наличие проблемы, т. е. противоречия между целями и средствами, ресурсами и т. п. Проблема не должна быть известна учащемуся. По сути, это психическое состояние интеллектуального затруднения.

Этапы реализации проблемного метода.

  1. создание проблемной ситуации;
  2. анализ проблемной задачи;
  3. выдвижение и проверю) гипотез (решение задач);
  4. проверка решения проблемы.

Условия решения проблемы сродни выводам теории обогащения труда: в работе должны быть элементы преодоления для развития собственных знаний, навыков, умений, опыта; работа должна быть значимой; у субъекта должна быть когнитивная потребность.

Важен элемент инсайта, озарения, при внезапном нахождении трудного решения, со- провождающегося сильными позитивными эмоциями. Залог успеха  в правильной формулировке проблемы и разработке цепочки проблемных задач. Алгоритм решения сравнительной задачи (сравнение объектов исследования) составляют такие действия; постановка цели, выбор признаков сравниваемых объектов, определение линий сравнения объектов, выявление общих признаков по каждой линии сравнения, определение существенности общих п особенных признаков по каждой линии сравнения, соотнесение данных по всем линиям, вывод о сход- стве п различии объектов.

Если все 4 этапа решения проблемной задачи излагает педагог, то это проблемное изложение, если учащийся — исследовательский метод. Продуктивные методы хороши, но не всегда возможны, трудоемки, не всегда пригодны для выработки умений, навыков.
Операционные компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.

Можно отметить 4 типа решения мыслительных задач (по Брунеру):

  • выдвигаются все гипотезы и проводится последовательная их
    проверка;
  • выдвигается одна гипотеза, проверяется, и в случае ее неподтверждения выдвигается вторая и т. д.;
  • попытки интуитивно найти решение, без выдвижения гипотез;
  • гипотезы выдвигаются, но ни одна до конца не проверяется. Методы стимулирования педагогического процесса: соревнование, поощрение (сигнал о состоявшемся самоутверждении), наказание. Поощрение не должно обесцениваться, а все стимулы должны учитывать особенности личности.

Наказание обычно вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта, оно должно вызывать потребность изменить поведение. Фактором наказания может послужить противопоставление коллективу, осуждение поступка коллективом, «выталкивание из рядов», но если наказание коллективное, может произойти сплочение на негативной основе.

Некоторые правила наказания:

  • нельзя наказывать за неумышленные поступки;
  • нельзя наказывать без достаточных оснований (лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного);
  • сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
  • строго соблюдать педагогический такт;
  • опора на понимание и поддержку общественного мнения;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)