Специфика организационно-деятельностных игр

Организационно-деятельностные игры имеют свою специфику. Руководство игры обычно представлено специалистами различно-го профиля (экономисты, психологи, управленцы, философы, со-циологи, культурологи и т.п.), реализующими в игре разные функции.

Задача, например, руководителя-исследователя игры -получить решение поставленной проблемы, руководителя-организатора – обеспечить коллективную деятельность участников, а пси-холога – наладить межличностное и межгрупповое общение играющих на всех этапах решения проблемы.

В организационно-деятельностных играх принципиально не зак-ладывается безусловное решение проблем, то есть получение какого-то конкретного конечного продукта, поэтому игра иногда мо-жет заканчиваться и с отрицательным результатом.

Перед началом игры, как правило, выделяется так называемый «предыгровой этап» (который иногда длится от 1 до 2, 3 месяцев). Это время используется организаторами игры для диагностики со-стояния социально-экономической системы. На этом этапе выявляются проблемные ситуации и болевые точки, определяется, в связи с ними, общая стратегия игры, формируется ее предварительная структура, производится подбор игрового коллектива, то есть разраба-тывается весь игровой комплекс.

С учетом различных подходов игроков к рассматриваемой про-блеме и различных их приоритетов формируется количественный состав каждой игровой команды. При этом в каждую играющую группу, как показывает анализ этих игр, обязательно включаются 2-3 человека от руководства игры.

В их функции на игре входит: обязательное информирование «штаба руководства» обо всех аспектах деятельности группы; создание в ней благоприятной для творчества атмосферы; управление конфликтами; контроль за работой и продвижением группы и, при необходимости, коррекция этой деятельности. Важным этапом, с которого, собственно, и начинается сама игра, является ввод ее участников в игру.

Здесь предусматривается ориентирование всего игрового коллектива на цели и задачи игры и его психологическая подготовка, заключающаяся в мобилизации творческого и интеллектуального потенциала участников.

Руководители игры используют для этих целей самые разнообразные приемы: провоцирование острого конфликта мнений в ре-жиме «жесткой полемики», а иногда и дебатов; использование шу-ток, игровых заданий, разнообразных конкурсов, вызывающих как отрицательные, так и положительные эмоции, и др.

Группы постепенно переходят от автономной работы к пленарным, клубным и другим формам взаимодействия. В организационно-деятельностной игре используется игротехническое нормирование: => «на понимание», => «на ответственность», => на «здесь и сейчас».

Освоение игровых форм и средств общения становится для участников игры новой реальностью, которая, в свою очередь, способствует появлению собственных целей и ценностей, развивает коммуникативную компетентность и культуру.

Анализ разнообразных организационно-деятельностных игр показывает, что цель руководителей игры на этом этапе состоит в том, чтобы сформировать из разрозненных и разобщенных специалистов разных направлений единую команду, коллектив, способный ре- 120 шать общие задачи, взаимодействуя конструктивно; вызвать у иг-рающих определенный эмоциональный настрой или даже напряжение, позволяющее всем включиться в созидательную деятельность.

Истинными результатами такой игры являются усиление мыс-лительных, коммуникативных и деятельностных средств саморазвития, порождение новых социальных качеств, которые остаются «в пользовании» игроков и организаций-заказчиков. Следующие этапы могут повторяться неоднократно при решении отдельных аспектов проблемы и формировании общей концепции.

Это: ? работа в группах, ? обсуждение принятых решений на дискуссиях или пленумах меж- группового характера, ? командные («штабные») разработки, ? анализ хода игры и полученных руководством игры и ее участниками результатов (рефлексия). Перед публичным обсуждением решения, выработанные каждой группой, могут проходить экспертизу либо в экспертной груп-пе, состоящей из членов игрового коллектива, либо привлеченными в качестве экспертов специалистами, не участвующими в игре.

Эти специалисты, как показывают анализ и описание проводимых Г.П. Щедровицким и его помощниками оргдеятельностных игр (уже было отмечено, что игра идет много дней и даже месяцев), используются по ходу игры в качестве консультантов. Анализ процесса и результатов игры проводится ее руководством без участия игроков, с использованием не только выработанных игровыми командами решений, но и всей информации о деятельности групп, собранной представителями руководства в них.

В итоге каждый день вырабатывается все более совершенная стратегия проведения игры для следующего цикла работы играющих и идет обсуждение решений – рефлексия. Таким образом, сохраняется лишь общая структура игры, ее основная канва («каркас»), а содержание этапов может подвергаться значительной коррекции и даже полностью меняться.

И, наконец, очень важный момент – обобщение полученных результатов и «вывод» игроков из игры. По окончании игры руководство разрабатывает основные и итоговые документы, содержа-щие постановку проблемы, ее структурное рассмотрение, проекты и предложения по ее решению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)