Специфика и проявления массовой культуры

Современная социокультурная ситуация является сложной и противоречивой, чаще осмысливается как ситуация культурного перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу.

Информационное общество по И. В. Воробьёвой определяется как новая стадия современного общества с появлением информационной экономики, представляющей собой взаимодействие различных сфер производства информационной продукции.

Информация является основным ресурсом в обществе и механизмом развития культуры. Происходит смена приоритетов и ценностей в сфере экономики, политики, культуры. С одной стороны, разные направления социальной жизни отражаются на состоянии культуры.

С другой, культура как самостоятельная система оказывает влияние на общество. При этом наблюдаются как положительные, так и отрицательные явления. Следует отметить, что противоречивость изменений в культуре проявляется подчас острее, чем в социальных отношениях.

Социокультурная ситуация определяется как многомерное социокультурное пространство, в котором отражена вся совокупность условий жизнедеятельности человека; это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации.

Социокультурная среда – это соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.

Современная социокультурная ситуация характеризуется определённой степенью свободы, что проявляется в возможности обращаться к самым разным способам выражения в творчестве.

Расширяется база художественного творчества, появляются новые организационные формы, возникают новые театры, ансамбли, ассоциации ученых и исследователей, что позволяет выявлять потенциально талантливых людей. Но, в современных условиях возникает немало и новых социокультурных проблем, таких как социальная незащищенность человека, атмосфера эмоциональной напряженности в обществе, отчуждение от привычной культурной среды и т.п.

Наряду с обращением к традиционным религиям в обществе ширится волна различных религиозно-мистических движений (сочетание элементов, присущих христианству, буддизму, индуизму, исламу, оккультизму и т.д.). Наблюдается явление коммерциализации культуры, что привело к созданию атмосферы конкуренции, широкому распространения массовой культуры.

Массовая культура – это культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируемая в виде множества копий и распространяемая с помощью современных коммуникативных технологий.

И. В. Воробьёва массовую культуру рассматривает как совокупность явлений культуры XX века, характерных для экономики, управления, досуга, общения, сферы художественной культуры. Производство культурных ценностей рассчитано на массовое потребление, то есть результаты должны быть доступны и понятны всем возрастам и слоям населения.

В современном понимании данная культура является своеобразным индикатором состояния общества, его типичных форм поведения, культурных стереотипов и реальной системы ценностей. Массовая культура навязывает стереотипы мышления и стимулирует переоценку ценностных установок.

Обобщёнными характеристиками массовой культуры являются тиражируемость, манипулирование потребностями человека, медиативность, игровая идентичность, интеграция в повседневную жизнь, компенсация монотонности будней, сказочность и развлекательность.

Демассификация – процесс, связанный с трансформацией информационных потоков и информационной структуры и распадом массового общества исчезновение признаков массовости, процесс, ведущий к большей индивидуализации культурного творчества.

В рамках информационной культуры функционирует новый тип и человеческой деятельности – клип-культура. Это культурные продукты, не имеющие четких связей между собой, не требующие осмысления и рефлексии в связи с постоянным обновлением информации. Тип подачи информации ориентирован на разорванность фрагментов, то есть отсутствует систематизация материала.

Подобная форма подачи информации оперирует фактами или мнениями о явлениях, но не предлагает определенного вывода. Человеку становится сложно принимать верные решения самостоятельно и это ведет к все большей его индивидуализации.

Интересно
В этой ситуации меняются задачи гуманитарного образования: от простой трансляции и передачи профессиональных знаний и навыков к выработке умения осмысливать социокультурное целое в его историческом измерении и осознанному формированию мировоззрения.

Это требует от специалистов представления обществу качественно иного интеллектуального продукта, реализации умений принимать нестандартные решения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)