Специальные виды промышленного транспорта

К специальным видам транспорта относится конвейерный, подвесной канатный, гидравлический и пневматический. Основные отличительные особенности специальных видов транспорта – стационарный характер и узкая специализация транспортных средств по транспортировке одного рода груза, одностороннее направление потока.

Специальные виды транспорта обладают многими преимуществами по сравнению с универсальными, что выражается в более низких издержках на транспортировку грузов. Но главным недостатком этих видов транспорта является отсутствие возможности концентрации транспортной работы. Это приводит к необходимости иметь и другой вид транспорта.

Ленточные конвейеры – основной вид конвейеров, применяемых на промышленном транспорте для перемещения сыпучих грузов. По характеру установки они бывают стационарными, передвижными и переносными.

По виду трассы в профиле они могут быть наклонными, горизонтальными и со сложной трассой, имеющей участки горизонтальные и с наклоном вниз и вверх.

По конструкции отдельных узлов оборудования ленточные конвейеры бывают: с резинотканевой, резинотросовой, стальной и специальными лентами; с одно-, двух- и трехбарабанными и специальными приводами; с подвесными и жесткими роликовыми опорами; с винтовыми, грузовыми, тележечными и тележечно-грузолебедочными натяжными устройствами.

Канатно-подвесной транспорт отличается от других специальных и универсальных видов транспорта многими положительными особенностями, основными из которых являются:

  • малая зависимость от рельефа местности (большие допустимые уклоны пути до 500 и пролеты между опорами (свыше 500 м) позволяют прокладывать трассу дорог по кратчайшему расстоянию и пересекать естественные и искусственные преграды без устройств дорогостоящих искусственных сооружений);
  • гибкость трассы дорог в плане вследствие возможности использования кривых малых радиусов (до 5 м) и больших углов поворота (до 1800);
  • малая зависимость от атмосферных условий, обеспечивающая возможность бесперебойной работы в условиях снежных заносов, гололеда и др.;
  • возможность полной автоматизации погрузки, транспортировки и выгрузки грузов.

Канатные подвесные дороги подразделяются на двухканатные и одноканатные, которые могут быть выполнены как с кольцевым движением вагонеток (одна за другой), так и с маятниковым движением вагонеток. Одноканатные кольцевые дороги имеют небольшую производительность, обычно до 30 т/час, а производительность маятниковых дорог может быть большей, но лишь на коротких расстояния.

Основными элементами канатно-подвесных дорог являются привод, подвижной состав (вагонетки) и линейные опоры. На подвесных канатных дорогах производительностью до 250 т/час применяются вагонетки как с двухколесными тележками грузоподъемностью 1000 кг и кузовами емкостью 0,5 – 1 м3, так и с четырехколесными тележками грузоподъемностью 2000 кг и кузовами емкостью 0,5 – 2 м3.

Гидравлический трубопроводный транспорт отличается высокой экономичностью. Доля трубопроводов в общем объеме транспортировки грузов достигает 30%. При использовании трубопроводного гидравлического транспорта исключаются перегрузочные работы, и транспортно-технологический процесс осуществляется непрерывно. В виде пульпы по трубам можно перекачивать уголь, рудный концентрат.

Гидротранспорт массовых сыпучих грузов характеризуется следующими особенностями: непрерывностью процесса перемещения и возможностью его полной автоматизации; высокой производительностью (до 1000 – 1300 т/г при одной нитке трубопровода); относительной независимостью от рельефа местности, обеспечивающей кратчайшее расстояние транспортирования; отсутствием перегрузок и связанных с ними потерь материала, а также возможностью усреднения материала в процессе его перемещения.

При гидравлическом транспорте возможны две принципиальные схемы: прямоточная, применяемая при наличии близкого водоисточника, и с оборотным водоснабжением, при которой вода в процессе гидротранспорта используется многократно.

Основными элементами установок гидротранспорта являются: устройства для пульпообразования, головные и перекачные пульпонасосные станции, устройства для обезвоживания и сушки, трубопроводы и вспомогательные сооружения, объекты электроснабжения, водоснабжения и средства автоматизации.

Пневмотранспортные установки по принципу работы разделяются на всасывающие, нагнетательные и смешанные. Применение пневматического транспорта эффективно для транспортировки пылевидных, зернистых и мелкокусковых грузов (угольная пыль, цемент, песок, зола, щепа и др.) на небольшие расстояния.

Движущаяся по трубопроводу с большой скоростью струя воздуха образует с транспортируемым материалом более или менее однородную аэросмесь, заполняющую сечение трубопровода. В основу трубопроводного пневмоконтейнерного транспорта (ТПК) положено пневмопоршневое движение груженых цилиндрических контейнеров по трубопроводу. Нагнетание воздуха в трубопровод обеспечивает их движение.

Контейнеры или составы из них обеспечивают ходовыми колесами для уменьшения сопротивления движению и поперечными кольцевыми уплотнениями, снижающими потери воздуха. В системах ТПК используют стальные трубопроводы диаметром 200-1200 мм. Среднее расстояние транспортирования 30-50 км.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)