Современный урок права и требования к нему

Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок.

Урок – это динамическая, вариативная форма организации учебного процесса, целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, имеющая содержание и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания.

Учебное занятие по праву (урок по праву) – это система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников, направленная на усвоение главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний и формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

Урок по праву условно можно рассматривать как интегрированное взаимодействие пяти компонентов:

1. Учитель права:

  • знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву, эрудиция;
  • педагогическое и методическое мастерство (умение донести сложный юридический материал; умение создать благоприятный психологический климат и мотивацию к обучению; чувство юмора);
  • речь (ее темп, дикция, интенсивность, образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность);
  • стиль взаимодействия с учениками (авторитарный, демократический или либеральный);
  • внешний вид.

2. Учащиеся:

  • активность и самостоятельность в освоении юридического материала;
  • уровень учебных умений и навыков, ценностей;
  • навыки сотрудничества и работы в коллективе;
  • степень дисциплинированности и организованности.

3. Содержание учебного курса:

  • научность юридической информации, ее достоверность;
  • доступность материала, его ориентированность на определенного адресата;
  • актуальность изучаемых правовых понятий и их связь с реальной жизнью;
  • наличие новизны в изучаемой правовой проблеме;
  • оптимальность объема предложенной юридической информации.

4. Используемые методы, приемы, средства обучения.

5. Цель урока:

  • степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных целей (цели должны быть достижимы);
  • степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия на школьников или студентов.

Классно-урочная форма обучения имеет ряд особенностей:

  • класс имеет постоянный состав, в него входят учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки;
  • класс работает по единому учебному годовому плану и по рабочей программе согласно расписанию;
  • основной единицей занятий является урок;
  • урок посвящен одной теме, и все учащиеся работают над одним и тем же материалом;
  • работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает каждого ученика.

Достоинства классно-урочной системы:

  • четкая организационная структура;
  • упрощенное управление педагогическим процессом;
  • возможность у обучаемых взаимодействовать в процессе обучения;
  • постоянный контакт с учителем;
  • экономичность обучения;
  • последовательность обучения.

Недостатки классно-урочной системы:

  • ориентация на «среднего» ученика;
  • сложность учета индивидуальных особенностей учащихся;
  • отсутствие общения между учащимися разного возраста.

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Современный урок права имеет следующие характеристики:

  • направленность на выполнение социального заказа общества;
  • ориентация на новейшие достижения психологической науки и педагогической практики;
  • наличие цели (изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т. д.) и многоплановых познавательных, развивающих, воспитательных задач;
  • реализация деятельностного подхода в обучении («Чем меньше говорите Вы, а больше говорят Ваши ученики, тем выше Ваша эффективность как учителя»);
  • направленность на активизацию познавательной деятельности учащихся;
  • оптимизация содержания обучения;
  • единство формирования знаний, умений, навыков;
  • использование приема вычленения учебных задач и создания на уроке разнообразных учебных ситуаций;
  • наличие оперативной обратной связи;
  • высокий, но посильный темп;
  • наличие эмоционального подъема;
  • наличие научной организации труда учителя и учеников.
  • наличие благоприятного психологического микроклимата.

Правовое обучение может проходить на уроках как классического типа (вводный урок, тренировочный урок, контрольный урок, урок закрепления умений и навыков, урок самостоятельной работы, практическая или лабораторная работа, комбинированный или смешанный урок, повторительно-обобщающий урок и т. д.), так и нетрадиционного типа («правовой турнир», правовой диспут, дебаты, зачет, спектакль, конференция, деловая или ролевая игра, урок взаимообучения, «аукцион» правовых знаний, урок-путешествие, «судебное разбирательство» и т. д.).

Современный урок по праву классического типа состоит из следующих этапов:

  • организационный момент, направленный на формирование у учащихся внешней и внутренней (психологической) готовности к уроку;
  • проверка домашнего задания;
  • проверка знаний, необходимых для изучения новой темы;
  • постановка цели занятия;
  • передача учителем новой информации, ее восприятие и осмысление учениками;
  • усвоение учениками новой информации путем ее воспроизведения и выполнения упражнений по образцу.
  • творческое применение новых знаний путем решения проблемных задач;
  • обобщение изучаемого на уроке и введение полученной информации в систему ранее усвоенных знаний;
  • контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
  • домашнее задание к следующему уроку;
  • подведение итогов урока.

Классно-урочная форма создает предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.

К современному уроку права предъявляются следующие дидактические требования:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, обозначение их связи с развивающими и воспитательными задачами; определение места урока в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля;
  • реализация всех общих дидактических принципов;
  • создание условий для успешного обучения учащихся.

Гигиенические требования к уроку права аналогичны тем, что предъявляются к большинству других уроков:

  • соблюдение температурного режима;
  • поддержание необходимых физико-химических свойств воздуха (своевременное проветривание), правильное освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления, чередование видов деятельности, соблюдение учащимися правильной рабочей позы, соответствие классной мебели росту школьников.

Обозначим требования к технике проведения урока права:

  • урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к обучению и воспитывать потребность в знаниях;
  • темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными;
  • необходим полный контакт между учителем и учащимися: действие должно быть взаимодействием;
  • на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  • следует оптимально сочетать различные методы и приемы правового обучения;
  • должно быть обеспечено активное обучение каждого школьника. Учитель права должен уметь анализировать свою деятельность.

Анализ урока – это, прежде всего, школа педагогического мастерства для учителя.

Можно предложить следующий алгоритм анализа урока:

  1. Характеристика класса: межличностные отношения; психологические свойства; недостатки биологического, психологического развития.
  2. Анализ внешних связей урока: место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
  3. Корректирование цели и задач урока с учетом характеристики класса: чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжить, закончить развивать.
  4. Характеристика замысла урока: что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать учебный материал ученики (т. е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности); какую часть материала учащиеся могут усвоить самостоятельно; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)