Современные отечественные концепции личности

Одной из наиболее теоретически и эмпирически обоснованных моделей структуры личности на сегодняшний день представляется модель, предложенная Б. С. Братусем (род. 1945).

В 1968 г. Б. С. Братусь окончил факультет психологии МГУ. Кандидатская диссертация на тему «Психологический анализ одного из видов патологии личности» была защищена им также в 1968 г. Докторскую диссертацию он посвятил изучению аномалий развития личности. Основные области исследования: патопсихология, психология личности, философия психологии. Автор более 150 публикаций.

В понимании этого психолога личность — системное образование, которое не есть проекция на одну из плоскостей: смысловую, нравственно-ценностную, бытийную или деятельностную, но по-своему отражающееся в каждой из них. Для процесса формирования личности ведущим принципом Братусь называет принцип деятельностного опосредования: для того чтобы сформировать устойчивые смысловые структуры, необходимо вовлечение человека в такого рода деятельность и жизненные проблемы, где бы он мог реально осуществить, отстоять, испытать свои принципы и устремления. В этой деятельности они бы срослись, сплавились с его поступками и деяниями, стали личностными ценностями. Вместе с тем Б. С. Братусь пишет, что «психическое всегда действует, протекает… в рамках определенных биологических (физиологических, организмических) условий». Он находит ценной рубинштейновскую формулу о  внешнем, действующем через внутренние условия, — в результате роль биологического фактора ученым не отодвигается на последний план.

Б. С. Братусь выделяет следующие уровни психического аппарата личности.

  • Собственно личностный, или личностно-смысловой, уровень, «ответственный за производство смысловых ориентаций», а также за определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим и к себе.
  • Индивидуально-исполнительский уровень, или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности, — этот уровень несет в себе печать характерологических черт, особенностей и свойств. Смысловые ориентации не могут сами по себе обеспечить присвоение человеческой сущности, они лишь определяют те или иные устойчивые отношения (курсив наш. — С. Т.) к ней. Здесь речь идет об уровне реализации, «овеществления», опредмечивания этих отношений.
  • Психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов. Без этого уровня личностные процессы как бы «повиснут в воздухе» и будут пониматься без учета роли биологической, нейрофизиологической базы, которая обусловливает как саму возможность функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности строения и динамики, режимов этого функционирования.

Б. С. Братусь делает одну, но очень важную оговорку. Применение термина «уровень» является здесь в достаточной степени условным, речь скорее идет о составляющих, параметрах, этажах, существующих одновременно, пусть глубоко взаимосвязанно и взаимозависимо, но все же не поглощая и не заменяя друг друга. Понятие поэтажного подхода пока непривычно и ассоциируется больше со строительством, чем с психологией, поэтому в данном случае используется «уровневая» терминология.

Развитие, с точки зрения Б. С. Братуся, — это прежде всего смысловое развитие, т. е. нравственно-ценностное. Это постоянная борьба за очищение в себе образа человека. В процессе развития прежние уровни не уничтожаются, а преобразуются. Для развития ведущим является процесс самоосуществления, означающего приобщение к родовой сущности, обретение полноты своего существования как человека.

В концепции Братуся к жизненной задаче личности относится поиск смысла жизни через деятельность. Главное — не цель деятельности, а ее нравственная оценка.

В целом, концепцию Б. С. Братуся можно отнести к нравственно-духовным концепциям личности.

В последние десятилетия отмечается яркий, стойкий интерес отечественной психологии к духовным аспектам человеческого существования, который проявился и в концепции Б. С. Братуся. Очевидно, что рассмотрение духовного мира личности на современном этапе развития философии, психологии, социологии тесно пересекается с категориями религиозной тематики.

Оригинальной концепцией личности (табл. 1), основанной на «святоотечественном» подходе к человеку, является концепция М. Я. Дворецкой (род. 1960). Личность понимается ею как несводимость к природе, как психологический инструмент (орудие), принадлежащий человеку. Феномен личности охватывает уровень метаонтологии, или надбытийный. Жизненная задача личности — обожение (святость), о которой свидетельствует не наружное благочестие, а богоподобные свойства. Святость — чуждость по отношению к миру греха; не просто моральное совершенство, но активная сила, глубоко преобразующая человека и мир в целом. Цель человеческого существования определяется Богом, сотворившим человека по своему образу и подобию.

На основании типов личности М. Я. Дворецкая выделяет уровни жизненного самоопределения:

  • на витальном уровне реализация осуществляется через получение удовольствия;
  • на социальном — через альтруистическое поведение;
  • на экзистенциальном — через спасение.

«Обожение» же происходит на высшем (метаонтологическом) проявлении экзистенциального уровня.

В качестве нормы личностного развития рассматривается святость. Таким образом, жизненная задача личности представляется как духовно:нравственное совершенствование личности на пути познания Бога.

Как уже отмечалось ранее, в современной отечественной психологи:

ческой науке существуют концепции личности, поддерживающие в своей основе теорию черт. В частности, к таковым можно отнести подход А. Г. Шмелева — автора целого ряда универсальных психосемантических методик в исследовании личности, крупного специалиста в области психодиагностики личностных черт. Подход Шмелева отличается особой практической направленностью в описании и изучении личности. Под личностной чертой как основной личностной характеристики Шмелев понимает наследственные диспозиции, стили и стратегии поведения для определения классов ситуаций, а также личностные конструкты как средства категоризации впечатлений при восприятии человека человеком. Таким образом, психосемантический подход к психологии черт оказывается значительно более широким, чем традиционный психодиагностический подход, представленный во всех учебниках по психологии личности (Олпорт, Айзенк, Кэттелл). В его трактовке к психологии черт следует отнести весь цикл работ по психологии личностных конструктов (Дж. Келли). По Шмелеву, личность — мировоззренческая, в известном смысле наднаучная категория.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает позиция Д. А. Леонтьева — директора института экзистенциальной психологии и жизнетворчества.

Дмитрий Алексеевич Леонтьев — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, директор института экзистенциальной психологии и жизнетворчества. Опубликовал более 300 работ. Специалист в области психологии личности, личностной психодиагностики. Создал и возглавил издательство «Смысл» в 1990 г.

С точки зрения Леонтьева, в психологии личности центральным является понятие смысла, а ключевым ее вопросом, который интегрирует различные системы регуляции поведения и жизни в мире, можно считать «Почему люди делают то, что они делают?». Личность, по мнению Д. А. Леонтьева, не статичная неизменная категория, а «изменяющаяся личность в изменяющемся мире». Личность — индивидуализированная форма бытия социальной сущности человека. Его образ личности, с одной стороны, не является стопроцентно оригинальным, с другой же — не есть пересказ какой=либо готовой теории или набора теорий. Цель его изысканий — приближение к более многогранному и непредвзятому представлению о личности. Прежде чем рассматривать теорию Д. А. Леонтьева, следует обратить внимание на то, что автор выделил уровни в структуре личности, иерархизировал их, подчеркивая при этом, что границы между ними достаточно условны.

Высший уровень — это уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет, или каркас, на который впоследствии наслаива:еся, нанизывается все остальное. Сюда автор относит такие категории, как духовность, ответственность и свободу конкретной личности.

Второй уровень — это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, т. е., по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир личности». Здесь находятся такие категории, как потребности и ценности личности, отношения, конструкты и смысл жизни (последний, на наш взгляд, занимает среднюю позицию между двумя перечисленными уровнями. — С. Т.).

Наконец, третий, нижний уровень — экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы и способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку (характер, способности, роли). Этот уровень можно смело назвать внешним миром личности.

Функции личности — выделение себя из окружающего мира; презентация и структурирование отношений с миром; подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений.

Развитие личности в онтогенезе в основных чертах повторяет исторический путь становления человека, завершающийся возникновением в антропогенезе феномена личности. Превращение индивида в личность происходит при овладении им своим поведением, формировании системы внутренней регуляции деятельности. Сначала происходит иерархизация, структурное усложнение деятельности; затем — распространение осмысления за пределы наличной ситуации; далее идет прогрессирующее опосредствование социальными обязанностями и ценностями; последний этап предполагает развитие осознания смысловой организации.

Таким образом, концепция Д. А. Леонтьева является примером современного развития деятельностного подхода, а обозначить ее можно как деятельностная психология смысла.

* * *

Вопрос о структуре личности до сих пор является открытым. Выделяют аналитический и интегральный подходы к рассмотрению структуры личности. Первый позволяет раскрыть статистическую, а второй — динамическую структуру личности. Существует три основных аспекта в статистической структуре личности: общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое в психике человека. Способ связи между этими аспектами — самосознание личности, которая соотносит между собой эти аспекты. Эквивалентом динамической структуры является понятие психического настроя, или настроения личности. Согласно взглядам С. Л. Рубинштейна, настроение, в отличие от других эмоциональных образований, личностно.

Стоит отметить, что второй подход к пониманию структуры личности является пока еще недостаточно разработанным. Более того, большинство характеристик, описанных нами в следующем разделе данного издания, несомненно связаны с категорией настроения личности. В связи с этим остановимся лишь на определении понятия настроения, предложенном Л. В. Куликовым.

Настроение является относительно устойчивым компонентом психических состояний, основным звеном взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний — отдельными эмоциями и чувствами, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида.

В принципе структура личности строится на основе идеи соотносительности. Следовательно, вопрос о том, абсолютным или относительным является нечто в структуре личности, решается каждый раз в конкретных условиях и в пределах нравственно-положительной оценки ситуации личностного развития человека. По сути структура личности с учетом уникальности личности самого исследователя должна быть уникальной и оригинальной. Эта субъективная ориентированность говорит в пользу относительности. Личность человека развивается в зависимости от меры его свободы и ответственности, и только их гармония обеспечивает самостоятельное и творческое развитие человека. Таким образом, мы снова вплотную подошли к понятию активности. Именно активность является тем связующим звеном, объединяющим многие понятия, о которых далее пойдет речь. Основными источниками активности являются человеческие потребности, а также, может быть, даже в большей степени, ценности. Активность отношения представляет форму активности, или самосознания, человека, в основном представленную ценностным отношением к себе. Мерой индивидной активности человека является его темперамент. Понятие темперамента — общее для всех людей обозначение или определение их индивидной активности, пока еще без конкретного психологического наполнения. Мерой индивидуальной активности человека является характер, это своеобразное единство всех свойств индивидуальности. Мерой объективной активности являются способности, а мерой субъективной активности — мотивация.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)