Уровни психологической диагностики личности
В зависимости от продолжительности диагностической процедуры, содержания получаемой информации, степени ее надежности и достоверности можно выделить три уровня психологической диагностики личности: экспресс:диагностика, углубленная и глубинная диагностика.
Экспресс-диагностика характеризуется компактностью, экономичностью, простотой, возможностью проведения самотестирования. Она призвана решать две основные, на наш взгляд, задачи: оперативно получать информацию об определенных необходимых особенностях личности (например, в консультировании) и выбрать направление для дальнейшей работы.
Результаты, полученные на основании методик экспресс-диагностики, не следует считать основанием для выведения психологического заключения.
К экспресс-диагностике можно отнести следующие методики: большинство проективных тестов: таких как «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Психогеометрия» и др.; различного рода анкеты; некоторые виды опросников, например опросник Айзенка.
Углубленная диагностика характеризуется максимальной валидностью и надежностью результатов, избыточностью получаемой информации. Результаты углубленной психодиагностики могут служить основанием для различных рекомендаций и противопоказаний. Методики, которые можно отнести к углубленной психодиагностике, следующиеММPI, ПДО (А. Е. Личко), методика Кэттелла, FPI, фрустрационный тест Розенцвейга, ДДО (Е. А. Климова).
Глубинная диагностика предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. К глубинной диагностике мы относим следующий инструментарий: методику Шварца для изучения ценностей личности, методику цветовых метафор И. Л. Соломина, методику СЖО Д. А. Леонтьева, РЕР-тест Дж. Келли и др. Данные методики в достаточной мере защищены от неискренности обследуемого. Они помогают выявить мотивы поведения личности, не только очевидные, но и те, которые она по какой-то причине скрывает, а зачастую и сами эти причины. Также с помощью данных методик мы можем распознать так называемые «вытесненные» категории мотивационной сферы: потребности, ценности, идеалы.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу