Проективные методы

Суть проективной техники заключается в том, что обследуемый помещается в ситуацию, на которую он реагирует в зависимости от ее личностного смысла для него, от собственного видения на основе своего прошлого опыта или сиюминутного состояния, т. е. субъективно.

К особенностям проективных методов мы относим:

  • неструктурированность или малоструктурированность стимула («несуществующее животное»);
  • возможность изучения скрытых переживаний и мотивов (методика цветовых метафор И. Л. Соломина);
  • простота оборудования и стимульного материала (психогеометрия);
  • отсутствие оценки, «правильности — неправильности» ответов и результатов;
  • возможность проведения большинства методик с детьми дошкольного возраста;
  • высокая вариативность ответов.

Л. К. Франк различает несколько разновидностей проективных методов.

Конститутивные методы. Испытуемому дается беспорядочный, неоформленный или бессмысленный материал, которому он должен придать какой-либо чисто субъективный смысл (тест Роршаха).

Конструктивные методы. Испытуемому предлагаются какие-либо оформленные детали или окрашенные пластинки, из которых он должен создать по своему желанию осмысленное целое: построить что-либо из кубиков, сложить мозаичную картину.

Интерпретативные методы. В этом случае испытуемому предлагается истолковать какое-либо событие или эпизод, которые допускают различное истолкование.

Катарктические методы. Испытуемый в изобразительной деятельности разряжает подавленные им мотивы и отношения.

Рефрактивные методы. Мы судим о скрытых мотивах испытуемого по тем непроизвольным изменениям или нарушениям, которые он вносит в общепринятые средства общения.

В проективных методах инструкция служит не для того, чтобы стимулировать у испытуемого какое:либо определенное отношение личности, а для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для изо: и выразительной деятельности.

Вместе с тем проективные методы по самому своему принципу страдают одним существенным недостатком. Чтобы раскрыть символическое значение действий испытуемого, их надо истолковывать. Переносное значение наглядного образа всегда значительно шире, чем какое-либо отдельное понятие, в нем содержащееся. Наглядный образ имеет не одно, а несколько различных значений. Поэтому психологическое истолкование страдает большой степенью субъективности и произвольности.

По существу, все тестовые опросники основаны на процедуре наблюдения или ее частном случае — самонаблюдении. Наблюдение является одним из объективных и надежных методов в психодиагностике личности.

Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения испытуемого к обследованию и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать изучаемую личность.

Данный метод имеет огромные возможности. В процессе развития личности наблюдение является одним, если не единственным вообще, методом изучения психики детей в младенческом и преддошкольном возрасте. Кроме того, наблюдение существенно дополняет информацию, полученную с помощью других методов. Важной особенностью профессионального наблюдения является то, что эти диагностируемые свойства личности не поддаются непосредственному наблюдению.

Наблюдение является основой для развития наблюдательности личности. Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные различия, замечает различия в сходном. Наблюдательность имеет избирательный характер и зависит от личностных предпочтений и установок. Вместе с тем наблюдательность обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с одной стороны, и особенностями памяти, мышления — с другой. В то же время наблюдательность включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.

Признаки, на которые психолог-диагност опирается в процессе наблюдения и во время анализа результатов, могут быть различны по своей природе, по полноте раскрытия психологических свойств. В табл. 4 В. К. Гайданом дан перечень возможных наблюдаемых признаков.

Всевозможные карты наблюдений, в том числе наиболее простая форма (табл. 5), могут служить для фиксации наблюдаемого вербального и невербального поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)