Современные формы государственной власти

Политологи различают государства по формам правления и административно-государственного устройства. Посмотрев на политическую карту мира, можно увидеть много различных названий стран: Княжество Лихтенштейн, Исламская Республика Иран, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Южно-Африканская Республика и пр. Это свидетельствует о широком разнообразии форм государственного устройства. Однако даже полное наименование государства не поможет точно определить его форму государственной власти.

Цитата

Аристотель в работе «Политика» писал: «Государственное устройство (politeia) – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство. Я имею в виду, например, то, что в демократических государствах верховная власть – в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным. С этой точки зрения мы будем судить и об остальном. <…>

Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного, – аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, – полития… Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Тирания – монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия – выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет. <…>

Тирания, как мы сказали, есть деспотическая монархия в области политического общения; олигархия – тот вид, когда верховную власть в государственном управлении имеют владеющие собственностью; наоборот, при демократии эта власть сосредоточена не в руках тех, кто имеет большое состояние, а в руках неимущих».

Форма правления – это организация государственной власти, включающая в себя структуру и статус высших органов власти.

История знает две основные формы правления – монархию и республику. При монархическом правлении источником и носителем государственной власти выступает монарх, при республиканском – народ и выборные государственные органы. Институт монархии сохранился сегодня почти в 30 странах мира, среди которых Испания, Швеция, Великобритания, Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия и др.

Монархии бывают абсолютные и конституционные.

При абсолютной монархии глава государства (монарх) сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Расцвет абсолютизма в Европе пришелся на XVII–XVIII вв. В Российской империи это был период правления Петра I и Екатерины II. В современном мире абсолютные монархии сохранились в основном в Азии: Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар. При эмирах и султанах иногда есть совещательные органы – квазипарламенты, но они обладают очень ограниченными политическими возможностями.

При конституционной (парламентарной) монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и обычаев монарх не отказывается от подписания принятых парламентом законов, поскольку, согласно конституционным положениям, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция, Испания, Люксембург.

Очень часто возникает недопонимание: почему некоторые государства сохраняют монархическую форму правления, если реальная власть монарху не принадлежит? Социологи, которые проводят опросы населения в европейских странах, утверждают, что большинство граждан видят в монархии символ единства нации, олицетворение традиций и гарантии стабильности, поскольку власть монарха не зависит от игры политических сил.

Цитата

Французский политолог и философ Раймон Арон писал: «Республика – строй, при котором верховная власть в руках всего народа или его части, монархия – строй, при котором правит один, однако придерживаясь постоянных и четких законов; наконец, деспотия – строй, при котором правит один, но без законов, на основе произвола. Следовательно, все три типа правления определяются не только количеством лиц, удерживающих власть. Верховная власть принадлежит одному и при монархии, и при деспотии. Классификация предполагает наличие еще одного критерия: осуществляется ли власть в соответствии с постоянными и твердыми законами. В зависимости от того, соответствует ли законности верховная власть единого правителя или же она чужда какой бы то ни было законности вообще, основополагающий принцип строя – либо честь, либо страх».

Республики бывают президентские и парламентские.

Президентская республика характеризуется тем, что в стране проводятся отдельно выборы парламента и президента, и это должно усилить независимость двух ветвей власти. Классической президентской республикой политологи считают США, где конгресс не может смещать президента, ему лишь дано право инициировать процедуру импичмента в отношении президента в исключительных случаях (нарушение конституции, совершение преступлений и т. п.). В свою очередь, президент США не может распустить парламент и назначить новые выборы. Президентские республики распространены в Латинской Америке. Российская Федерация также является президентской республикой.

Парламентские республики достаточно широко распространены в Европе (Италия, Германия, Греция, Ирландия, Португалия, Австрия). При такой форме правления население избирает парламент, который назначает правительство и может его отозвать, выразив ему недоверие. Здесь возможно совмещение должности члена правительства и депутата парламента. Реальная власть принадлежит главе правительства – премьер-министру или канцлеру. Президент (глава государства) имеет в основном представительские функции. Премьер-министр может распустить парламент и назначить новые выборы.

Франция, Португалия и Финляндия имеют некоторые особенности, связанные с прямыми выборами президента населением, поэтому иногда политическое устройство указанных государств относят к смешанным формам правления, сочетающим элементы президентских и парламентских; обычно их называют полупрезидентскими.

Административно-территориальное устройство

Еще одним критерием различения государств выступает их административно-территориальное устройство, которое отражает характер территориальной организации государственной власти. Можно выделить две его основные модели: унитарную (от лат. unitas – «единство») и федеральную (от позднелат. foederatio – «объединение, союз»).

Определение понятия

Унитарное государство считается наиболее простой формой государственного устройства. Это единое централизованное государственное образование, которое делится на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов законодательной власти, органов управления (органов исполнительной власти), единой судебной системы и конституции.

К унитарным государствам относятся Великобритания, Япония, Франция, Италия, Венгрия, Монголия. Унитарная система предоставляет входящим в нее территориям незначительную автономию, а основное управление осуществляется непосредственно из столицы. Территориальные подразделения (например, департаменты во Франции, провинции в Италии, графства в Швеции) большей частью существуют ради административного удобства.

Определение понятия

Федеративное государство представляет собой объединение двух или более государственно-территориальных либо национальных образований (штаты в США, кантоны в Швейцарии, земли в ФРГ, республики в России) при сохранении их некоторой политической самостоятельности. Субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом, включая принятие собственной конституции.

Субъекты федерации, каждый из которых имеет свое административно-территориальное деление, не могут быть произвольно упразднены или изменены центральной властью на законном основании. Помимо верховных (общих для всей федерации) органов государственной власти на территории каждого субъекта действуют свои высшие и местные органы власти, иногда принимаются конституция и свои законы, имеются суд, прокуратура и иные структуры. Федеративными государствами считаются Австралия, Германия, Канада, Индия, США, Россия и др.

Пример

В состав Российской Федерации в настоящее время входит 85 равноправных субъектов: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Теоретически существует и третья возможность административно-территориальной организации – конфедерация. Это настолько свободное формирование, что его составные части могут успешно бороться против центральной власти. Конфедерации обычно недолговечны: они либо распадаются на части, либо превращаются в федерации. Историческим примером конфедерации может служить Швейцария: эта страна до сих пор называет себя конфедерацией, хотя фактически имеет федеральный тип административно-государственного управления. Конфедерацией являются Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз – мягкая федерация. Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)