Социокультурная идентичность человека политического

Мир человека имеет яркую социокультурную окраску, и сфера политического не составляет исключения. Вследствие этого задача политической науки – понять человека политического другой культуры в его сути, уникальности, но понять в нем не только суть и уникальность, но также его ценность и необходимость в диалоге культур, диалоге события.

В рамках культурной антропологии разработана концепция социокультурной идентификации личности, которая способна сыграть важную эвристическую роль в политологии. Известно, что каждая цивилизация формирует определенные личностные качества, которые дети с раннего возраста усваивают благодаря социализации. Например, американская культура развивает такие ценности, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность. В Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность, мистицизм. Американцы обычно с уважением относятся к определяемым журналом Fortune 500 «персонам года», которые добились выдающихся результатов в своей профессии, тогда как индийцы склонны с почтением относиться к религиозным и политическим деятелям, выступающим против насилия.

Определение понятия

Социокультурная идентичность – это совокупность устойчивых черт, позволяющая той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других. Использование категории идентичности позволяет обнаружить скрытые связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий политического субъекта, соединяя социологическое начало и психологическое измерение.

Социокультурная идентичность предполагает стереотипный набор атрибутов – поведенческих, символических, предметных, которые лежат в основе политического поведения людей разных цивилизаций. Так, уже древние мыслители (Геродот, Гиппократ, Плиний) пытались связать особенности политических характеров с различиями климата, географических и исторических условий. В Новое время, с развитием этнографии, исследователи стали широко использовать этнографические аргументы для анализа политических феноменов. В частности, Ш.-Л. Монтескье и Дж. Локк писали о «народном духе», который зависит от среды и климата.

Русский ученый Г. Г. Шпет (1879–1937), исследовавший историю этнической психологии, отмечал, что с середины XIX в. идея «народного духа» превращается романтиками в «ходовое понятие, которое популяризируется исторической школой в учении о праве, углубляется и усложняется».

Исследования в сфере этнической психологии в течение века дали обширный материал для формирования современной концепции социокультурной идентификации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)