Социальный педагог в учреждениях системы образования

Специалист, получивший образование по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» (специализация «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением»), может найти применение своим силам во всех перечисленных организациях при условии наличия в них штатной единицы «социальный педагог».

В системе образования выделяют следующие типы организаций:

  • дошкольная образовательная организация;
  • общеобразовательная организация (в том числе общеобразовательные школы-интернаты);
  • специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (в виде профессиональных училищ или специальных общеобразовательных школ);
  • специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (функционируют как учреждения интернатного типа или учреждения дневного пребывания);
  • специальное (коррекционное) образовательное учреждение;
  • профессиональная образовательная организация;
  • образовательная организация высшего образования;
  • организация дополнительного образования;
  • центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Согласно принимаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональным стандартам указанная должность фигурирует в первых четырех образовательных организациях (дошкольная и общеобразовательные организации). В иных организациях наименование должностей, а значит, и целевая направленность работы в этих организациях будут отличаться (см. табл. 7) от того, что является профильным для социального педагога с обозначенной выше специализацией.

Социальный педагог в учреждениях системы образования

Социальный педагог в учреждениях системы образования

Итак, в дошкольной и общеобразовательной организациях работник со специализацией «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением» может занимать должность социального педагога.

Его трудовые функции раскрываются в группе профессиональных стандартов в образовании3 для специалистов в области воспитания.

Согласно данному стандарту деятельность социального педагога отражает педагогическую деятельность в области воспитания обучающихся, реализуемую в дошкольной и/или общеобразовательной организации. Основная цель этого вида профессиональной деятельности состоит в организации воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.

Реализация общей цели осуществляется социальным педагогом через организацию социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.

Социальный педагог определяет и реализует на основе анализа жизнедеятельности обучающихся:

  • необходимый перечень мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования;
  • необходимый перечень мер по реализации и защите прав обучающихся в процессе образования;
  • меры по обеспечению досуговой занятости обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;
  • содержание социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта.

Социальный педагог проектирует и реализует программы формирования у обучающихся социальной компетентности и социокультурного опыта.

Данный специалист планирует и реализует:

  • конкретные мероприятия по социальной адаптации обучающихся к новой жизненной ситуации (с учетом специфики их социальных проблем);
  • мероприятия по профилактике девиантного поведения обучающихся;
  • мероприятия социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения;
    мероприятия по формированию безопасной информационной среды.

Социальный педагог разрабатывает информационно-методические материалы для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников — педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся и самих обучающихся.

Он реализует культурно-просветительские программы и мероприятия по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта.

Социальный педагог оказывает:

  • консультативную помощь обучающимся в принятии решений в ситуациях самоопределения;
  • организационно-педагогическую поддержку детям и подросткам в построении ими социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям.

Данный специалист взаимодействует с другими социальными институтами в целях повышения эффективности социально-педагогической поддержки обучающихся, а также осуществляет контроль и анализ результатов реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся.

Следует добавить, что социальный педагог в дошкольной образовательной организации в рамках обозначенных задач решает в первую очередь такие проблемы, как:

  • адаптация ребенка к дошкольной организации;
  • развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;
  • работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющими отклонения в развитии;
  • работа с семьями мигрантов, многодетными, неполными семьями и др.;
  • формирование социально принимаемого поведения детей.

Поскольку деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого или открытого типа направлена на преодоление последствий школьной и социальной дезадаптации детей и подростков, формирование у них осознанной потребности в получении образования, профессии, способности к самооценке, самоконтролю, творческому осмыслению собственных возможностей и перспектив, социальный педагог в них отвечает за реализацию следующих социально-педагогических мероприятий:

  • профилактика их правонарушений и асоциального образа жизни посредством усиления гражданского и военно-патриотического воспитания несовершеннолетних;
  • коррекцию их поведения и адаптацию в обществе при помощи индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, в том числе в сотрудничестве с правоохранительными органами и усиления правового воспитания детей и подростков;
  • осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • вовлечение несовершеннолетних в общественно полезную деятельность, в том числе с возможностью получения ими заработной платы.

Как следует из таблицы 7, наиболее близкими по своим трудовым функциям к социальному педагогу являются должности (социальный работник, педагог-психолог, тьютор) сотрудников центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)