Социальный конфликт как особенность правосознания и правовой культуры современной молодежи

Формирование политической и правовой культуры – традиционно русская проблема в воспитании подрастающего поколения. От такого вывода трудно удержаться, вспоминая, что и в 70-е годы ХХ века, уже в «развитое советское время», воспитатели дружно сетовали на плохое идейно-политическое воспитание школьников, на их слабую политическую подготовку. Так, по данным Т. С. Панфиловой (1976), при проведении своеобразного социологического опроса среди школ Москвы и г. Салават на вопрос «С кем я обсуждаю события, происходящие в нашей стране» выяснилось, что ни с кем не обсуждают только 15 %, с родителями – 23 %, с товарищами – 39 %, с другими взрослыми – 19 %, с учителями – 4 %.

Таким образом, дать «правильное» политическое воспитание даже советским подросткам не представлялось особой возможности. Разве что 4 % из них ещё как-то доверяли учителям. Учителя, даже в то время, очень часто не могли разрешать конфликтные ситуации в школе и как-то влиять на их развитие (А. А. Примаченок, 1990).

Можно по-разному относиться к подобным утверждениям, но факт остаётся фактом: сейчас при всей радикализации общественной, в том числе и политической, в среде подростков и молодёжи картина и в самом деле принципиально всё та же: как минимум ничего не изменилось и, по сути, не меняется, несмотря на все провозглашённые новации в этой области.

Интересно
Тут всё, разумеется, сходится в точку. И в общественном, и в социальном, и в личном. Основой основ, что толкает на противоправную и экстремистскую деятельность, притом не только несовершеннолетних, но и взрослых, является только конфликт. Многообразный конфликт. Столкновение! Между личным и общественным, между личным и личным, между групповым и личным, между групповым и общественным… и т. д. и т. п. Всюду и всегда движущей силой большинства социальных и личностных изменений являлся именно конфликт и его разрешение. Конфликт политический, экономический, моральный, национальный, конфессиональный и т. д.

Наконец, упоминаемый всюду всуе и по делу повсеместный, пронизывающий всё и вся конфликт поколений. Коснёмся его ещё раз и мы. Как писал Райнпрехт Хансхайнц, «конфликт поколений существовал всегда. Но сегодня он, может быть, протекает более остро, потому что быстрее сменяют друг друга новые идеи и технические средства. То, что ещё недавно было актуальным, сегодня становится вчерашним днём. Поэтому идеи молодых кажутся нам, взрослым, более радикальными. Возникающие трения становятся более жёсткими, кризисные состояния – более острыми. …Никогда раньше мы не жили в такой изоляции друг от друга».

«…Молодые люди в последний период переходного возраста крайне обострённо воспринимают неискренность и ничтожность мира взрослых. Они обнаруживают в этом мире двойную мораль, сталкиваются с недостатком честности, распознают ложь. Они узнают слабости тех, кого им в обществе ставят в пример. И в собственном доме обнаруживаются изъяны. Уважение к миру взрослых подрывается, и молодые люди становятся критиканами, бунтарями, дерзкими, непослушными, упрямыми и агрессивными». Они не просто идут на конфликты. Они их ищут. Они их, наконец, создают.

Д. П. Зеркин в монографии «Основы конфликтологии» подробно анализирует сущность и природу конфликта, его движущие силы, разновидности, методы разрешения конфликтных ситуаций. Конфликт, по Д. П. Зеркину, – это такое состояние общественного противоречия, при котором его участники, его общественные субъекты как бы всплывают на уровень прямого столкновения своих интересов и целей.

Интересно
При этом цели вторичны, а интересы вечны. Как сказал лорд Пальмерстон, «у нас нет вечных соперников и вечных врагов, вечны для нас только интересы». В конфликте есть центральная часть, центральные интересы, а есть периферические. «Главный вопрос при анализе конфликтов состоит в том, как трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов, «необходимы примирить интересы, а не позиции». Вообще по Д.П.Зеркину ядро конфликта – это рабочий сектор поля взаимодействия, в котором наиболее полно проявляется противоположность сторон. Это конфликтогенная зона, разводящая оппонентов.

Вообще конфликт может находиться в положении айсберга (9/10 под водой), и на перископной глубине (почти всплывшим, в полной «боеготовности») и в надводном, боевом положении (когда уже 9/10 над водой, все орудия готовы к бою, а то уже и ведут беглый огонь из всех калибров). Всегда, когда противоречия дорастают до сферы коренных интересов, начинается всплытие и актуализация (или эскалация) конфликта (иногда впрочем, идёт лишь имитация всплытия. Это происходит тогда, когда выставляется мнимый, квази-предмет конфликта, для отвода глаз. Пустышка.

Иногда, особенно при конфликте политическом, происходит подмена субъекта конфликта. Инициатор конфликта часто выдаёт себя за другую политическую силу, нередко маскируется или прикидывается второстепенным участником конфликта).

Д. П. Зеркин представляет конфликт как сумму двух переменных – конфликтной ситуации и инцидента. Инцидент – это механизм пуска конфликта, но внутренне связанный с конфликтным взаимодействием. Если инцидент внешне связан, формален, «притянут за уши» – то это уже повод. Повод всегда постановочен (его придумывают и ставят с той или иной степенью режиссёрского профессионализма). Повод всегда провокационен. Это его основанная задача и функция. Реальный инцидент – это лишь первый, стартовый этап конфликт.

Потом основа взаимодействия субъектов конфликта непрерывно изменяется. Есть субъекты, которые как огненные саламандры, только и живут в реальном огне – эти также существуют лишь в пламени конфликтов. Поэтому такие субъекты неизменно поддерживают свою «среду обитания» – тлеющий огонь то классовой, то межнациональной вражды, то политического, культурного или религиозного противостояния, и т. д.

Особняком стоит понятие компромисса. Промежуточный этап цепи конфликтов называется компромиссом. И часто наивысшая результативность в развитии конфликтных ситуаций достигается прежде всего за счёт достижения компромисса. Компромисс – самая труднодоступная для подростков стадия улаживания конфликтов. Неимение достигать компромиссов – вероятно самая серьёзная причина большей подверженности несовершеннолетних конфликтным ситуациям.

Существуют особенности и по видам конфликтов. Основной предмет социального конфликта – социальный статус. Д. П. Зеркин считает, что «спрос на высшие статусы многократно превышает возможности общества». Социальный конфликт всегда случается по поводу овладения средствами жизнеобеспечения и реального места в обществе. Он разгорается в сфере конкретного, реального доступа к различным благам и ресурсам. Его разновидность – этнический конфликт – защита интересов и прав национальных групп.

Экономический конфликт представляет собой конфликт прежде всего по поводу присвоения, распоряжения и использования средств производства. Но он также включает в себя и столкновения по поводу организации и управления производством материальных благ, а также, иногда даже в первую очередь – их распределения.

Интересно
Политический конфликт всегда разгорается по поводу власти, её приобретения, защиты и использования. Его орудия – распределение благ. Этим давят, манипулируют. Существуют также правовой конфликт (по поводу юридических норм и правосознания), управленческий конфликт, идеологический, религиозный, научный, нравственный. Любой из них может быть горизонтальным или вертикальным: между низами и верхами. Есть и смешанные типы.

Везде своя динамика. Но существуют и общие черты развития любого конфликта. Их хорошо наблюдать как раз на примере развития политического конфликта. В «Юридической конфликтологии» под ред. акад. В. Н. Кудрявцева сообщается следующее: «Динамика политических конфликтов при всём различии их типов и видов проходит в своём развитии, как правило, те же стадии (этапы), что и другие конфликты: потенциального конфликта, перехода потенциального конфликта в реальный, конфликтных действий и разрешения конфликта».

Именно политический конфликт очень хорошо раскрывает природу любого конфликта, прежде всего склонностью прибегать к насилию – родовому признаку всякого конфликта. М. А. Жидков в своём диссертационном исследовании «Социальные и политические конфликты в правовом поле» (2007) пишет: «Конфликт является той формой взаимоотношений, при которой применение насилия, прежде всего в виде принуждения, получает более широкие возможности, чем ненасилия».

Поэтому, как подобно многим полагает автор, именно конфликт и есть первейшее условие проявления экстремизма и терроризма. Хотя, безусловно, в политической сфере разрешение конфликтов происходит в основном правовыми, а не силовыми средствами, тем не менее даже в политических конфликтах и в самой политике проявляется несовершенство законов. Они не предусматривают специфику и сложность очень многих конфликтных ситуаций.

Поэтому большинству авторов приходится констатировать, что законы отсталые и пространные (а закон должен быть краток – Legem brevem esse oportet), что суды перегружены и не поспевают за ходом времени, что они не реализуют свои же решения. М. А. Жидков делает следующий вывод: «Всё это свидетельствует об ограниченности правового подхода при решении социальных (политических) конфликтов».

Однако его конкретное предложение относится скорее к разряду благих пожеланий: «На наш взгляд, решение проблемы находится в духовной (сознательной) плоскости, на том уровне сознания, когда каждая из сторон конфликта будет способна понять взгляды, ценности и желания другой сторон».

Но как достичь этой «духовной плоскости»? На примере конфликта политического, вновь продолжает Д. П. Зеркин, выясняется, что «конфликт – фактор социальной дифференциации – оборотной стороны интеграции». «Последовательная серия насильственных конфликтов дробит общество, дезорганизует и препятствует его духовной и практической консолидации».

Любая эскалация любого конфликта – это всегда лавина. Причём, лавинообразно идёт укрупнение субъектов конфликта: сначала индивиды, потом группы, слои общества, политические группировки. Конфликтные ситуации взаимоусиливаются и детонируют друг у друга процессы агломерации субъектов конфликта. Пока не обвалится (если их попустить!) всё общество, запылает в едином конфликте. Любой маленький конфликт, если ему дать действительно всеобъемлющую волю, чреват непременным разрушением всего общества. Так всегда действует любой вирус, прежде всего информационный.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)