Социальные учреждения для детей-сирот

В настоящее время усилиями педагогов, психологов, социологов и педиатров накоплены разнообразные данные о физическом, психическом, умственном и нравственном развитии детей-сирот.

Вместе с тем специфика воспитания и обучения, общения, жизненного и профессионального самоопределения, социальной защиты воспитанников интерната до сих пор не нашла своего полного освещения в теории и практике образования.

Анализу проблемы социальной защиты детей-сирот в практике образования способствовало изучение специальных нормативных документов, государственных ежегодных докладов, материалов всероссийских, региональных, городских совещаний-семинаров для директоров детских домов и школинтернатов.

В новый Семейный кодекс России внесен ряд разделов по правам детей-сирот на алименты, пособия, социальные выплаты, на жилое помещение, а при отсутствии последнего – на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Однако, по данным социологических исследований, основной контингент детских домов и школ-интернатов составляют дети из неблагополучных семей (пьяниц, бродяг, нищих, правонарушителей и тунеядцев), и у таких родителей жилье, как правило, приватизировано и продано, а пенсии не заработаны.

В результате без своего жилья оказываются более 60 % воспитанников детских домов. Статистические данные свидетельствуют о явном разрушении системы трудоустройства детей-сирот, особенно несовершеннолетних. Повсеместно не выполняется законодательство, направленное на обеспечение гарантий реализации прав подростков на труд и свободный выбор профессии.

Если до 1992 года предусматривалось обязательное бронирование для них рабочих мест, то сегодня в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ ”Об образовании”» установление квот рабочих мест для детей-сирот передано местным органам исполнительной власти, которые относятся к этой задаче формально или вообще не выполняют её. Поэтому положение детей-сирот вызывает обоснованную тревогу, и его иначе как кризисным не назовешь.

Обострившаяся социально-экономическая ситуация в обществе не могла не повлиять на преобразования, происходящие в учреждениях интернатного типа.

Координируют деятельность школ-интернатов, ПТУ, производственно-адаптационных участков и оказывают им методическую помощь отделы диагностики и социальной защиты центра терапевтической педагогики.

Таким образом, анализ проблемы социальной защиты детей-сирот, изучение практики работы детских домов позволили выделить основные направления, обеспечивающие, в определенной мере, социальную защиту детей-сирот в условиях интернатных учреждений:

  • трудовая и допрофессиональная подготовка подростков;
  • создание областных комплексов социально-трудовой адаптации в системе общественного воспитания;
  • допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка по договорам с ПТУ;
  • организация в школах-интернатах профессиональных классов, в которых осуществляется постепенный переход от трудового обучения к профессиональному;
  • создание и развитие молодежных бирж труда;
  • создание центров занятости и профессиональной подготовки подростков.

Указом Президента России от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» определена государственная система социальной защиты несовершеннолетних.

Эта система включает комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, службы органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости, государственные интернатные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, детские специальные санатории, недавно созданные социальные приюты.

Сейчас в стране 422 дома ребенка для 35 тыс. детей, 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернатов 68 % детей, родители которых лишены родительских прав, 8 % детей одиноких родителей, 7 % детей, от которых отказались родители.

Большинство детей-сирот не ориентируются в своем будущем. Так, только 41,7 % подростков (V– VIII классы) имеют профессиональный интерес, 37,5 % не представляют своего будущего, у 21 % слабое о нем представление.

Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Рекомендуется составить план будущей жизни подростка, учитывая его профессиональные намерения и жизненную позицию.

В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План поможет подростку решить проблему ранней профессиональной подготовки (столярное, швейное дело и т.п.), обрести уверенность в своем будущем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)