Социальные аспекты экономики

Социальная справедливость и роль государств. С начала зарождения рыночных отношений понятие «социальная справедливость» сводилось к свободе рыночной конкуренции. Несправедливыми признавались действия, направленные на ограничение такой свободы, т.е. на монополизацию рынка.

После сильнейшего экономического кризиса в 1930-е гг. (полу­чившего название «Великая депрессия») в странах с рыночной экономикой общество пришло к выводу, что рынок не является идеальным саморегулятором и не может обеспечить социальной справедливости. Необходимо вмешательство государства в работу рыночной системы. В 1960-е гг. в этих странах усиливается роль государства, появляются государственные программы по борьбе с бедностью и безработицей.

В 1970-е гг. государственное регулиро­вание переживает новый подъем: оно направляется на экологическую защиту общества, а затем пришло осознание того, что дальнейшее расширение функций государства грозит снижением предпринимательской активности. Теперь социальная защита в странах с установившейся рыночной экономикой — это предмет заботы региональных властей, общественных организаций и частного сектора.
Подытоживая, можно сделать следующие выводы:

  • роль государства в социальной защите населения и предпри­нимательская активность, обеспечивающая богатство страны, — это два крайних полюса; увеличение роли одного из них приводит к кризису;
  • для эффективной работы экономики страны нужно найти ту меру в соотношении этих крайностей, когда и экономика работа­ет, и население защищено.

В экономике для измерения степени неравенства в доходах ис­пользуют кривые Лоренца (рис. 1.1)*. Эти кривые показывают, какой доход имеет каждая группа населения, начиная с самой бедной до самой состоятельной. Если бы 10% населения имели 10% до­ хода, а 20% населения — 20% дохода и т.д., имело бы место полное равенство.

Линия ОД соответствует полному равенству. В случае абсолютного неравенства, если бы весь доход доставался только одной семье, кривая Лоренца превратилась бы в ломаную линию 0ЕД. Понятно, что на самом деле реальная кривая Лорен­ца занимает промежуточное положение между этими крайностя­ми (0АВСД).

По тому, насколько близко кривая 0АВСД расположена к бис­сектрисе угла ОД можно судить о приближении ситуации с до­ ходами населения к полному равенству, и наоборот. Для количественной оценки степени дифференциации доходов используют ко­эффициент Джини*. Он равен отношению площади фигуры 0АВСД0 к площади всего треугольника 0ЕД: чем ближе его значение к единице, тем выше дифференциация доходов; чем ближе его значение к нулю, тем более равномерным является распределение доходов.

С помощью кривых Лоренца можно анализировать процесс выравнивания доходов в результате проведения мер налоговой и социальной политики. Так, например, при прогрессивном нало­гообложении с более высоких доходов взимается более высокий налог, а программы помощи бедным увеличивают доходы мало­имущих слоев населения. Построив кривые Лоренца, отражающие уровни доходов до уплаты налогов (штрихпунктирная ли­ния), доходов за вычетом налогов (пунктирная линия) и доходов после получения выплат в соответствии с социальными програм мами (линия 0АВСД), можно сделать выводы о влиянии проводимой налоговой и социальной политики на процесс выравнивания доходов населения (см. рис. 1.1).

Объявленная в нашей стране борьба с бедностью должна будет привести к сдвигу кривой Лоренца в направлении биссектрисы угла (ОД) и к снижению коэффициента Джини, который в настоящее время значительно выше, чем во многих развитых странах с установившейся рыночной экономикой. В результате объявленной борьбы с бедностью должно будет сокращаться значение коэф­фициента, показывающего, во сколько раз доходы самых состоятельных граждан выше, чем доходы самых бедных.

В 2002 г. этот коэффициент был равен 14, во столько раз отличались доходы X группы населения от доходов I группы. В мировой практике замечено, что предельно-допустимое значение состав­ляет 10, иначе в обществе усиливается антагонизм между разными слоями населения.

С целью предотвращения социально неприемлемой дифференциации реальных доходов государство может на товары, приобретаемые, в основном, состоятельными людьми (например, ювелирные изделия) установить повышенные ставки налога. На товары, покупаемые и малоимущими людьми (например, детские това­ры), могут быть установлены дотации.

Вмешательство государства в экономические процессы не все­гда является безупречно эффективным. Причина этого в том, что лица, осуществляющие государственное регулирование в своих действиях могут руководствоваться личными интересами, отличающимися от общественных.

Рынок и государственное управление экономикой в рыночных условиях — это два несовершенных механизма. Найти их оптимальное сочетание — непростая задача.
Общественные блага. Помимо неравенства в распределении доходов рыночная экономика допускает и другие сбои. Так, заниматься созданием общественных благ рыночная экономика не станет. Причины кроются в особенностях этих товаров и услуг.

Товары индивидуального потребления обладают двумя важны­ ми свойствами: первое — они делимы (т.е. покупатель может купить у продавца большее или меньшее количество); второе — эти товары подвержены действию принципа исключения (т.е. те, кто не в состоянии заплатить рыночную цену, исключаются из числа потребителей данного продукта).

Но существуют неделимые товары и услуги; они не могут быть проданы индивидуальным покупателям; на них не распространяется принцип исключений, т.е. нельзя отстранить индивидуумов от пользования общественными благами. Так, нельзя исключить из пользователей света маяка одни корабли, в то время, как другие используют его.

Если выгоды от товаров индивидуального потребления реализуются при их покупке, то выгоды от общественных благ достаются обществу в результате их производства. Примерами национальных общественных благ могут служить оборона страны, обеспечение правопорядка. В случае с маяком его сооружение оправданно экономически если затраты на строительство ниже, чем выгоды от снижения числа кораблекрушений. Но никакая частная фирма не станет производить то, что никто не будет оплачивать.

Следова­тельно, создание общественных благ — забота государства. Оно, собирая принудительные взыскания, т.е. налоги, направляет средства на производство общественных благ. Вопрос о том, в каких объемах должны производиться общественные блага, в демократических странах решается на политических выборах.

Выяснив роль правительства в создании общественных благ, можно составить схему кругооборота ресурсов, продуктов и доходов (рис. 1.2). С предпринимателей и с населения правительство собирает налоги. На собранные средства закупаются товары на рынке конечных продуктов (например, воинское обмундирование). На рынке ресурсов правительство покупает труд специалистов (например, юристов). Стрелки на рис. 1.2, направленные от правительства к населению и к бизнесу, соответствуют субсидиям малообеспеченных граждан, дотациям на производство нужных с точки зрения общества продуктов и услуг.

 

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)