Государственное антициклическое регулирование

Несмотря на значительный разброс взглядов на причины цик­лических колебаний и различную расстановку акцентов при вы­работке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений: неокейнсианскому или неоконсервативному, раз­вившемуся на базе классической школы.

Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде табл. 12.1. В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонни­ки того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют ин­струментами, находящимися в распоряжении государства, кото­рые можно использовать для этих целей.

Например, сторонники неокейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджет­ной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (ма­нипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большее внимание проблеме денег и кредита, поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной мас­сы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах — в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на такие существенные различия, есть общее понимание того факта, что, во-первых, государство в состоянии сгла­живать циклические колебания и, во-вторых, оно должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоле­ние циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия госу­дарства должны быть направлены на стимулирование деловой ак­тивности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторон­ники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государствен­ных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накоп­ления.

Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — и производства. Иллюстрация воздействия го­сударства на совокупный спрос представлена на рис. 12.3.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную по­литику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная, и предполагает проведение кре­дитной экспансии. Ее цель — оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег».

Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длитель­ной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

Что же происходит в обратном случае, т.е. в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвраще­ния перегрева экономики и связанных с этим болезненных явле­ний в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налого­во-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризует­ся повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизацион­ ной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориен­тируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности (рис. 12.4).

Снижение спроса на величину вызывает сокращение на­ционального дохода с до
В денежно-кредитной политике начинают преобладать элемен­ты кредитных рестрикций, т.е. проводится политика «дорогих де­нег», что означает прямо противоположные меры: повышение про­центных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков.

В этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элемен­тами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, со­ ответственно, производства привести к росту безработицы.

В об­щем, говоря о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно охарактери­зовать ее как политику противодействия: мероприятия, направ­ленные на смягчение циклических явлений, должны идти в на­ правлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада госу­дарство проводит политику активизации всех хозяйственных про­цессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность (рис. 12.5).

Все рассмотренные выше рекомендации, касающиеся поведе­ния государства по отношению к циклу, применялись и продол­жают целенаправленно применяться на практике. И именно в реальной жизни происходит оценка данных теоретических рассуж­дений и рекомендаций.

Прави­тельство стремится учитывать требования экономической си­туации и пытается бороться с дестабилизирующими явления­ми, добиваться устойчивого хо­зяйственного развития. Отсюда и объяснение тех практических шагов, которые оно предприни­мает, а эффективность этих шагов может быть реально оцене­на только по истечении опре­деленного периода времени. В современных условиях воз­никает ряд новых факторов, о которых следует сказать особо в связи с осуществлением анти­циклической политики.

Первое — это явление синхронизации экономических циклов, наблюдающееся с 70 —80-х гг., т.е. совпадение циклических коле­баний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объяс­няется усиливающейся интернационализацией производства, раз­витием связей между странами, распространением НТР и углуб­лением научно-технического сотрудничества.

При проведении ан­тициклического регулирования правительство должно с этим счи­таться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направ­ленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах.

Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эф­фективности антициклического регулирования, но даже практи­чески к нулевым результатам усилий в данной области. Второе, что важно отметить, — это тот факт, что выше были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п.

Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассмат­ривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)