Финансы и их роль в регулировании экономики

Сущность и функции финансов
Финансы представляют собой совокупность денежных отноше­ний, возникающих у субъектов хозяйствования в процессе фор­мирования денежных средств и использования их на цели воспро­изводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.
Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функ­циями государства. Чтобы понять сущность этой экономической категории, необходимо рассмотреть историю возникновения фи­нансовых отношений.

Исторически впервые финансовые отношения возникли с раз­делением общества на классы и появлением государства. В услови­ях рабовладельчества и феодализма финансы играли относитель­но незначительную роль в формировании денежных доходов госу­дарства, так как в указанных формациях господствовали натураль­ные отношения. Главными видами доходов государства в тот пе­риод были дани и грабежи покоренных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период был их част­ноправовой принцип, поскольку казна государства была одно­временно и казной главы государства.

С развитием капиталистического способа производства расши­рилась среда товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделились от казны государя. Доля натуральных от­ношений резко уменьшилась. На место натуральных податей при­шли налоги в денежной форме. Возник общегосударственный до­ход денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Будучи связанными с формированием доходов и расходов го­сударства, финансы становятся выражением стоимостных отно­шений. Вместе с тем характерной чертой этого перехода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограни­чено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Таким образом, обобщая сказанное, можно определить фи­нансы как объективную экономическую категорию, связанную с закономерностями развития материального производства в опре­деленных условиях, при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство. Государство ак­тивно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрица­тельное действие.

Финансы (от лат. finansia — денежный платеж) — неотъемлемая часть денежных отношений. Деньги являются обязательным усло­вием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги — это всеобщий эквивалент, который выполняет функ­ции меры стоимости, средства обращения платежа, накопления и мировых денег.

Финансы — определенные экономические отношения, возни­кающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным, либо безналичным путем. Напри­мер, предприятие выпустило продукцию стоимостью 1 млн р. Здесь речь идет о деньгах. Они использованы как мера стоимости выпу­щенной продукции. Но к финансам это не имеет никакого отно­шения.

Другая ситуация: предприятие перечислило в бюджет на­лог на добавленную стоимость в сумме 100 тыс. р. Здесь также уча­ствуют деньги, но в данном случае речь идет о реальном обороте денег, об отношениях, которые возникают между предприятием и государством на основе реального оборота. Это уже финансы. Следовательно, финансовые отношения — это, прежде всего, денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые.

Среда денежных отношений шире среды финансовых отноше­ний. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, кото­рые связаны с формированием и использованием фондов денеж­ных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. центра­лизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ис­точником указанных фондов является ВВП и национальный до­ход.

Функции финансов. Сущность финансов, как и любой эконо­мической категории, проявляется в их функциях. Финансы вы­полняют две основные функции: распределительную и конт­рольную. Эти функции осуществляются одновременно, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, рас­пределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части — национального дохода с целью обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов це­левого назначения.

Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распреде­ление осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сум­ма, из которой не вытекает порядок ее распределения на состав­ные элементы (возмещение израсходованных средств производ­ства, заработная плата, прибыль и т.д.). Распределение происхо­дит посредством финансов на основе ряда параметров, устанав­ливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчис­ления.

В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следу­ющие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, дохо­ды фермеров, других категорий работников, занятых в сфере ма­териального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Однако доходы, образуемые в результате первичного распре­деления, не образуют общественных денежных фондов, необхо­димых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения мате­риальных и культурных потребностей населения. Поэтому необхо­димо дальнейшее распределение или перераспределение нацио­нального дохода, связанное с наличием непроизводственной сфе­ры, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межот­раслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения (пенсио­неров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.д.).

Например, предприятие реализовало определенный объем про­дукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные нало­ги по определенным ставкам. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости.

Далее вычитается часть, связанная фондом оплаты труда (ФОТ), через нормы затраченно­ го труда и систему его оплаты. По нормативам выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд, Фонд занятости и другие, в итоге остается прибыль. Таким образом, произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т.е. распределению второго поряд­ка: ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и Пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам; прибыль — меж­ду предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.

Данный пример наглядно показывает, что без движения стои­мости (в данном случае выручки от реализации) ни бюджет, ни Пенсионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли, а это движение обеспечивают только финансы. Распределительные процессы имеют место и внутри предпри ятия.

Например, прибыль, являясь источником формирования та­ких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и другие, выступает объек­том распределения третьего порядка. На этом уровне можно гово­рить о снижении роли государства в распределительных отноше­ниях.

Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по децен­трализованным фондам, но формирование резервного фонда регу­лируется через размер уставного капитала, минимальных и мак­симальных значений прибыли, перечисленной в данный фонд. Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребле­ния предприятия жестко регулируют законы рыночной эконо мики.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое бы не было связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественном выражении, но и стоимостном. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов — это прежде всего контроль за процессом объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного порядка и наци­онального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производ­ства.

Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяй­ственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и воспроизводственными затратами, соответ­ствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех ста­диях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюд­жетом и другими звеньями финансовой системы.

Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятие устранять недостатки, улуч­шать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздей­ствует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и при­нять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.

Структура финансовой системы

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии об­щих признаков в сущности финансовых отношений. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два:

  • развитие товарно-денежных отношений;
  • существование государства как субъекта этих отношений.

В отличие от других стоимостных категорий, таких, например, как деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие финансы, орга­нически связаны с функционированием государства.
Однако наличие общих признаков в сущности всех финансо­вых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает наличие относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финан­сов.

В связи с этим можно констатировать, что финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, раз­личной ролью в общественном производстве. Финансовая система Российской Федерации. Структура финансовой системы показана на рис. 14.1.

Финансовые отношения можно разделить на две подсистемы: общегосударственные финансы — за счет которых обеспечивают­ся потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов — используемые для обес­печения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разделение финансовой системы на отдельные звенья обуслов­лено различиями в задачах каждого звена, а также в методах фор­мирования и использования централизованных и децентрализо­ванных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизованного распределения значительной части финансо­вых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Другие формы и методы образования и исполь­зования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накопления самих предприятий. Основой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе мате­риального производства. Источником централизованных государ­ственных фондов денежных средств является национальный до­ ход, создаваемый в сфере материального производства.

Государственный бюджет. Это главное звено финансовой си­стемы. Государственный бюджет представляет собой основной фи­нансовый план страны, утверждаемый Федеральным Собранием как закон. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что дает возможность маневрировать де­нежными средствами целенаправленно влиять на темпы и уро­вень развития общественного производства, осуществлять еди­ную экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию эко­номики. Средства бюджета должны направляться на осуществле­ние инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей.

Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного про­изводства, наращиванию научно-технической базы. Государствен­ное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру. Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства.

Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и т.д.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия име­ют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабо­чей силы и служат делу повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Внебюджетные фонды. Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансир­ванием расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование вне­бюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюд­жетные фонды включаются в состав себестоимости и установле­ны в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Всего существует бо­лее 40 федеральных внебюджетных фондов. Основными по разме­рам и значению являются социальные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицин­ского страхования.

Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за по­следние годы составили более 60 % доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов поз­воляет оперативно финансировать важнейшие социальные программы. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с со­хранением целевой направленности.

Государственный кредит. Кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов отражает государ­ственный кредит. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов.

До­полнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обя­зательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Государственный кредит используется также в целях стабили­зации денежного обращения в стране. В условиях инфляции госу­дарственные займы у населения временно уменьшают его плате­жеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее определенный срок.

Необходимость использования государственного кредита обу­словлена необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финан­сирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти могут использовать эти средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здра­воохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутрен­ним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы де­лятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Государственная задолженность. Мобилизация финансовых средств приводит к возникновению государственной задолженно­сти. Размер государственного займа включается в сумму государ­ственного долга страны.

Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Это по сути, долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами.

Формами долговых обязательств являются кредиты, получен­ные Правительством, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долго­вые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг — это задолженность по не­погашенным внешним займам и невыплаченным по ним про­центам.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в проведе­нии операций по размещению долговых обязательств, их пога­шению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Банк России. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств бюджета страны и в настоящее вре­мя являются одним из важнейших элементов государственных расходов.

Выплаты по обслуживанию государственного долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов. В 2000 г. на обслуживание государственного долга выделено 220 млрд р. бюд­жетных средств, из них на обслуживание внутреннего долга — 63,2 млрд р., внешнего — 156,8 млрд р.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях государство может использовать рефинан­сирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Контроль за состоянием государственного долга и использование кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Фонд страхования. Еще одно звено финансовой системы — фонд страхования. Он обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

В условиях административно-командной системы страхование было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по стра­хованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая.
Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Это позволяло централизовать в общегосударственном масштабе денежные средства, предусмотренные на эти цели.

В связи с развитием рыночных отношений в 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые компании изменить структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями.

В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страхо­вые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. В отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответствен­ности.

С переходом к рыночным условиям хозяйствования, для которых характерно увеличение степени страхового риска, появилась еще одна сфера страхования — страхование предпринимательских рисков. Последнее может быть как добровольным, так и обязательным.
Фондовый рынок. Особое место среди звеньев финансовой системы занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдель­ное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли- продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.

Задача фондового рынка — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования вре­менно свободных денежных средств. Его особенность заключает­ся в том, что участники фондового рынка рассчитывают на по­лучение более высокого дохода по сравнению с вложением де­нег в банк. Вместе с тем, обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования фи­нансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Финансы предприятий являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распреде­ления общественного продукта и национального дохода и явля­ются главным фактором формирования централизованных денеж­ных фондов. От состояния финансов предприятия зависит обеспе­ченность централизованных денежных фондов финансовыми ре­сурсами. При этом активное использование финансов предприя­тий в процессе производства и реализации продукции не исклю­чает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, стра­хования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою де­ятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производ­ства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, ос­вобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)