Способы регулирования национального хозяйства

Россия находится в стадии перехода к рыночной системе, как к более совершенной и эффективной, способной к саморегули рованию народного хозяйства. Вместе с тем ей самой внутренне присущи недостатки, которые остро проявляются с развитием экономики, как количественно, так и качественно.

Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она во многих случаях оказывается несостоятельной:

  1. не способствует сохранению невозобновляемых ресурсов;
  2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (только законодательные акты могут заставить предприни­мателей вкладывать средства в экологически чистые производства);
  3. не может регулировать использование природных ресурсов (например, рыбных богатств океана);
  4. игнорирует потенциально отрицательные, порой разрушигельные последствия принимаемых решений, если эти решения приносят предпринимателю доход;
  5. не создает стимулы для производства товаров и услуг кол­ лективного пользования, общественных благ (дороги, дамбы, об­щественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.);
  6. подвержена нестабильному развитию с присущими ему ин­фляционными процессами.

Эти недостатки рыночной экономики особенно характерны для рыночной системы промышленно развитых стран, которые с од­ной стороны ориентированы на насыщенность рынка товарами массового производства, а с другой — направлены на удовлетво­рение потребностей определенных групп покупателей; ей прису­ще гибкое и адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Но вместе с тем она не «справ­ ляется» иногда с жизненно важными проблемами, возникающи­ми перед обществом. Неспособность рынка решать нижеперечис­ленные проблемы совершенно объективно обусловливает необхо­димость внешнего воздействия государства на рыночную систему.

I. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы про­изводства, накоплений и укрепил международные экономические связи; НТП многогранен и требует таких капитальных вложений, с которыми «справиться» не могут отдельные, даже самые круп­ные предприятия. Контроль политический, финансовый, эконо­мический и социальный за ходом НТП имеет стратегическое для страны значение. Кроме того, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу просто нельзя доверить (атомное про­изводство, биологические исследования и т.д.).

2. Концентрация производства в условиях НТП привела к обра­зованию монополий, гигантских предприятий, которые по свое­му существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являют­ся ее порождением. Они лишают ее гибкости, адаптивности и рас­хищают, растрачивают общественное богатство. Государство вы­нуждено заниматься антитрестовским законодательством и анти­монопольным регулированием.

3. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к пе­риодическим взрывам социальной и экономической напряжен­ности. Только государство может через свои механизмы (полити­ческие, экономические, законодательные) стабилизировать рав­новесие или способствовать его восстановлению.

4. Государство только тогда может эффективно вести политику — внутреннюю и внешнюю, когда способно заставить прислушаться к себе, если оно само располагает не зависящей ни от кого эконо­мической мощью, а точнее — собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом круп­нее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производ­ство. Государство само становится субъектом экономики. Следовательно, у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.

5. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты — негатив­ные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей различных про­изводств (атомного, подземного, горячего и т.д.). В целом возни­кает опасность экологической катастрофы, так как предпринима­тели неохотно финансируют экологически чистые производства, которые приносят маленькую прибыль или вообще одни расходы. Государство, и только оно, может встать на защиту экологиче­ского здоровья страны.

6. Государство сильно своей социальной политикой, так же как и экономической. Оно регулирует распределение и, особенно, перераспределение материальных благ. Обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу. Борется против различных форм дискриминации и т.д.

Какие же цели ставит перед собой государство в политике ре­гулирования экономики? Это прежде всего:

  • поддержание сбалансированного общественного производства;
  • стимулирование роста производства;
  • обеспечение полной занятости;
  • повышение эффективности общественного производства;
  • справедливое распределение дохода;
  • стабильность цен, а следовательно, недопущение инфляции;
  • сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении с дру­гими. Так, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое.

С другой стороны, между целями могут возникать конфликты (например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды). Здесь возникает еще одна цель государственного регулирования — нивелирование противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов меж­ду ними.

Государство может ставить перед собой любые цели, но, что­бы достичь их оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, т.е. государство должно иметь воз­можность в случае необходимости принять соответствующие за­коны, а подобных случаев бывает много. Такими средствами при­нуждения являются: государственный бюджет, государственная собственность, законодательное творчество, информация, внеш­няя торговля, силовые структуры и т.д.

И, наконец, государство вырабатывает определенные методы регулирования. В зарубежной экономической практике сложились следующие методы государственного регулирования:

  • управление государственной собственностью;
  • государственное потребление;
  • социальные программы;
  • бюджетная политика;
  • налогообложение и т.д.

Все эти формы и методы в целом укладываются в рамки трех обобщающих функций государства: корректирующей, стабилиза­ционной, распределительной (регулирование распределения и перераспределения).

Эти функции государства широко и интенсивно проявляются разных областях экономики. Прежде всего, там, где особенно слабо работают рыночные механизмы, не увязывая и не корректируя вза­имные интересы. Государство здесь исходит из соблюдения и га­рантий имущественных прав и прав человека, обеспечивая в пер­вую очередь социальную и экономическую свободу граждан.

Особо нужно отметить корректирующую функцию государства в буржуазно развивающихся международных экономических отношениях. В последние 30—40 лет мировая торговля, научно-тех­ническое сотрудничество развиваются значительно быстрее, чем сам процесс производства. От интенсивного развития междуна­родных экономических отношений приходится иногда защищать­ся таможенными барьерами, поддерживать курс национальной валюты и защищать ее от экспансии других валют. Эти проблемы тесно связаны с поддержанием «домашнего», внутреннего, кур­са валюты — главного гаранта нормального экономического раз­вития.

Рыночные механизмы не работают там, где им не гарантиру­ется прибыль. Капитал туда не идет. Это касается так называемых общественных благ. Их достаточно много: фундаментальные на­учные исследования, искусство, литература, культура в целом, народное образование на всех уровнях, оборона, управление, дороги. Эти блага служат всем и каждому.

Кроме того, их произ­водство не зависит от благосостояния отдельных граждан, коли­чества потребителей благ. Например, через реку надо строить мост независимо от того, сколько людей воспользуется им. Надо со­ держать суды независимо от количества рассматриваемых дел.

Чтобы скорректировать вклад тех или иных граждан в производ­ство названных общественных благ, государство берет на себя расходы по производству этих благ, а с граждан взимает налоги независимо оттого, воспользуются ли они когда-нибудь данными общественными товарами. Независимо должно совпадать потреб­ление общественного блага индивидом с его налоговым вкладом в госбюджет.

Корректирующая функция государства теснейшим образом свя­зана с его фискальной политикой, направленной на формирова­ние государственного бюджета — самого мощного рычага регули­рования и стабилизации экономики, так как в нем сосредоточи­ваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство.

В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача пра­вительства заключается в достижении баланса госбюджета, выра­жающегося в равенстве его расходной и доходной частей.

Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юри­дическими лицами при создании единого централизованного де­нежного фонда страны и его расходовании. Безусловно, как доходная, так и расходная части представля­ ют собой процесс государственного регулирования не только эко­номики, но и политической, и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования.

В то же время государственные расходы четко направляют стра­ну, ее экономику в необходимое русло развития. И то и другое объединяется в так называемую дискреционную фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика — это политика правитель­ства, направленная на регулирование налоговой системы и госу­дарственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т.д.

Распределительная функция государства в основном направлена на уменьшение социального неравенства. Конечно, очень важно выдерживать принципы горизонтального (находящиеся в равном положении) и вертикального (кто больше получает, тот больше и платит) равенства. Однако здесь можно и перестараться.

В СССР попирался самый главный принцип социалистическо­го распределения: «от каждого — по способностям, каждому — по труду». Независимо от того, как и сколько трудился работник, были установлены верхние пределы заработной платы, выше ко­торых он получить не мог, что очень быстро привело к уравни­ловке.

В рыночной системе те же социальные выплаты безработным заключают в себе громадный потенциал снижения уровня или интенсивности мотивации труда. Чем развитее система социаль­ной защиты, тем сильнее этот потенциал. К тому же социальные выплаты прямо и непосредственно уменьшают возможности стра­ны в области капитальных вложений. По некоторым подсчетам — до 50%.

Практика развитых государств в области регулирования эко­номического роста включает следующие ее направления и спо­собы:

1. Государство берет на себя решение тех проблем, которые недоступны рыночной системе. Это финансирование фундамен­тальных исследований, производство общественных товаров, ликвидации последствий внешних эффектов, антимонопольная по­литика и т. п.

2. Антициклическое регулирование, или политика краткосроч­ной стабилизации. Главным способом антициклического регули­рования стала денежная политика. При ее осуществлении госу­дарство вызывает два эффекта:

  • во-первых, увеличивается объем денежной массы в обраще­нии и прогрессирует открытая инфляция, результатом же являет­ся рост потребительского спроса (что и требовалось правитель­ству);
  • во-вторых, по мере роста предложения денег начинают па­дать процентные ставки, конечным же итогом этого процесса ста­новится возрастание величины инвестиционного спроса.

Манипулировать совокупными расходами можно при помощи не только денежной политики, но и налоговой. В данном случае государство может во время спада уменьшать налоги, увеличивая, таким образом, размер эффективного спроса, а в периоды подъе­ма — проводить противоположную политику.

3. Структурное регулирование. Решая данную проблему, госу­дарство стремится снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей осваивать новые сек­торы экономики, где перспективы получения прибыли первона­чально туманны, поддерживает экспортные отрасли и т. п. Осуще­ствляя указанную деятельность, государство использует инстру­менты бюджетной и кредитной политики. Может производиться распределение субсидий; могут применяться налоговые льготы, выдаваться льготные кредиты и т. п.

4. Политика ускоренной амортизации производится посредством увеличения государством нормы амортизации основного капита­ла. Это дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда. Наибольшие нормы амортизации характерны для самых передовых отраслей. Эта политика ведет к высоким темпам обновления основного капитала, что расширяет спрос на совре­менные средства труда, увеличивает емкость рынка.

5. Налоговая политика заняла доминирующее положение в об­ласти инструментов государственного стимулирования экономи­ческого роста. Главное направление ее радикальной реформы за­ключается в значительном уменьшении ставок налогообложения с целью мобилизации частного сектора экономики. Эта позиция является диаметрально противоположной неокейнсианской «точ­ной настройке», одним из методов которой является антицикли­ческое краткосрочное манипулирование налоговыми ставками для управления совокупным спросом.

По замыслу теоретиков предложения снижение их должно быть дифференцированным и пропорциональным предельной эффек­тивности капитала. В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений, поскольку позволит переместить в производственную сферу денежные ресурсы, которые ранее вкла­дывались в недвижимость, потреблялись и т.п.

Особое положение занимает налогообложение лиц с высоки­ми доходами. При этом частные сбережения рассматриваются как своеобразный резерв денежных средств, позволяющий размещать дополнительные долговые обязательства государства, не прибе­гая к эмиссии.

Кроме того, снижение подоходных налогов окажет положи­тельное влияние на занятость не только косвенным путем через увеличение инвестиций, но и непосредственно — путем повышения реальной эффективности трудовых ресурсов и снижения естественной безработицы.
Уменьшение налогов приведет не к росту бюджетных дефи­цитов, а наоборот, к их сокращению и в результате обернется сильным антиинфляционном фактором.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)