Социальное строение действительности

В одной из самых влиятельных книг во всей общественнонаучной феноменологической традиции, книге Петера Бергера и Томаса Лукманна «Социальное строение действительности вышедшей в 1966 г., излагается попытка создания целостной теории общества и социальной жизни, исходя из той мысли, что общественная действительность в основе своей является социальным строением человека.

Это социальное строение действительности основывается на знании, приобретенном благодаря здравому смыслу (обыденное знание или здравый смысл), знании человека о различных условиях в обществе.

Так же, как и во всей феноменологической традиции, это значит, что субъективные значения являются центральными для понимания того, как строится общество.

Бергер и Лукманн не отрицают того, что общество существует также как объективный феномен вне его значения для человека и его знаний.

Напротив, они считают, что как объективистский взгляд на общество Дюркгейма, выраженный в его методологическом правиле о том, что исследователь общества должен рассматривать социальные факты
как вещи, так и склонность Вебера к учету субъективного значения человеческих действий, выражают какую-то часть истины об обществе:

Общество существует как действительный объективный набор фактов, и одновременно строится из действий, которые выражают субъективный смысл. Кстати говоря, Дюркгейм очень хорошо знал последнее, так же как Вебер знал первое.

Именно двойственный характер общества в терминах объективной фактичности и субъективного значения создает его «действительность sui generis», если воспользоваться другим ключевым выражением Дюркгейма.

Центральный вопрос социологической теории можно поэтому сформулировать таким образом. Возможно ли, чтобы субъективные значения стали объективными фактами?

Или, если воспользоваться терминами, которые приняты в ранее упомянутых теоретических позициях: Возможно ли, чтобы человеческая активность (действия) могла построить мир вещей?

Иными словами, адекватное понимание общественной «действительности suigeneris» требует изучения того, каким образом эта действительность построена. Задачей социологии познания, утверждаем мы, является такое исследование.

Основы социальной жизни, а следовательно и строение общества, коренятся, утверждают Бергер и Лукманн, в социальном взаимодействии в обыденной жизни.

Встречи людей лицом к лицу представляют собой прототип социального взаимодействия, поскольку в этой ситуации второе полностью действительно.

И на самом деле, при таких встречах человек прибегает к различным типизационным схемам, чтобы понять и интерпретировать другого, но «эти схемы более «чувствительны» к воздействию со стороны других, чем при более «отдаленных» формах взаимодействия». Чем более анонимно и отстраненно лицо, с которым человек взаимодействует, тем жестче типизации, к которым мы прибегаем («бюрократ» «иммигрант», «бритоголовые» и т. д.).

Поэтому Бергер и Лукманн считают, что «социальная структура является общей суммой этих типизаций и повторяющегося характера взаимодействий, который создается с их помощью. Социальная структура как таковая является важным элементом действительности в обыденной жизни».

Общество как объективная реальность строится на встречах в обыденной жизни. Решающую роль играет здесь человеческий язык.

У всех людей есть своего рода «кухонное знание» того, как функционирует общество, знание того, как устроены действительность и общество, и что нужно делать, чтобы дело делалось.

Когда человеческие действия повторяются, и, возможно, повторяются все чаще, то они больше не выступают как отдельные действия, но как действия, составляющие часть какого-то порядка.

Действие становится привычкой, что означает, что ни действующему индивиду, ни тем людям, которые его наблюдают, не требуется определять это действие или ситуацию, в которой оно производится, заново:

При взаимодействии А и В каким угодно образом, относительно скоро начинают создаваться типизации. А видит, как В действует.

Он приписывает мотив действию В и, когда видит, что действие повторяется, то типизирует и мотив как повторяющийся. Если В продолжает действовать, А может сказать себе: „Ага, вот он опять это делает».

В то же время А может предполагать, что В проделывает то же относительно него. Уже с самого начала А и В предполагают, что эта типизация производится взаимно.

При их дальнейшем взаимодействии эти типизации выражаются в специфическом порядке действия. Это значит, что А и В играют роли относительно ДРУГ друга.

Таким образом создаются социальные роли как объективные или интерсубъективные явления в обществе. Если у А и В есть дети, они могут передать им свои типизации, и тем самым роли, а также порядок существования ролей, — то есть социальные институты приобретают историческое существование.

Первоначальные намерения при определенном действии экстернализуются ролям, и человеческие действия посредством этого получают объективный характер.

Но Бергер и Лукманн полагают, что «несмотря на объективность, которая отмечает социальный мир в человеческом опыте, он все же не приобретает еще онтологического статуса, отдельного от той человеческой деятельности, которая его создала».

При том, чот экстернализация и объективизация являются двумя важными моментами в социальной жизни, третий момент, интернализация, означает, что объективированная социальная действительность посредством социализации возвращается в сознание.

Это три основополагающих социальных процесса, которые диалектически создают природу социальной действительности, исходя из трех определений:

1) Общество — это человеческий продукт,

2) Общество — это объективная реальность и

3) Человек — это социальный продукт. Все люди участвуют во всех трех процессах, которые вместе создают общество, которое представляет собой как субъективную, так и объективную реальность.

В третьем пункте, «человек как социальный продукт», речь идет о заучивании тех типизаций, которые создаются, а затем складываются в институты, другими людьми.

Бергер и Лукман» выделяют здесь первичную и вторичную социализацию, где первичная социализация определяется как «обширное и последовательное введение индивида в объективный мир общества или участок его», а вторичная социализация — как «любой последующий процесс, который вводит уже социализированного индивида в новые участки объективного мира общества».

При первичной социализации, таким образом, речь идет о создании человека как социального существа с собственной идентичностью, а при вторичной социализации — об особых знаниях и умениях, которые индивид должен приобрести в собственной жизни, исходя из тех ролей, что он или она играют.

Инспирированная феноменологией теория социального строения Бергера и Лукманна (которая значительно более сложна, чем можно было показать здесь) приобрела большое значение для науки об обществе.

Кроме этнометодологии, «конструктивистская перспектива» стала важной частью многих других общественнонаучных областей исследования.

Социальное строение идентичности и пола, физической инвалидности и душевной болезни, социальных проблем и классовых отношений — все это примеры областей, приобретших новую и плодотворную теоретическую перспективу, с которой можно работать.

С выходом книги Бергера и Лукманна феноменологический вклад в философию стал применим и для обществоведов, и в настоящее время «конструктивизм» — одно из самых жизнеспособных общественнонаучных направлений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)